Проблема болей в колене не нова и касается большинства велосипедистов. Почти у всех в какой-то период времени возникал, как минимум, дискомфорт в колене. Причин здесь масса. Мы рассмотрим наиболее популярные причины болей в колене, а также самые простые и эффективные способы решения данной проблемы. Оговоримся сразу, что в статье рассматривается активное повседневное использование велосипеда. Вечерние прогулки в парке пару раз в неделю не в счёт.

Скажем сразу, что в большинстве случаев при возникновении болей в коленях достаточно просто дать им отдых, не катаясь на велосипеде в течение 2-3 недель. После отдыха начинать нужно очень аккуратно, стараясь понять - ушла проблема или осталась. А если у вас на протяжении длительного времени болят колени, то нужно обратиться ко врачу. Желательно к тому, кто специализируется на спортивных травмах или просто работает со спортсменами. 

 

1. Неправильная посадка

  1.1. Опущенное низко седло

  1.2. Неправильный наклон седла

2. Низкий каденс

3. Резкое начало поездки

4. Недостаточное восполнение жидкости

5. Недостаточное утепление коленей

6. Использование простых педалей

 

1. Неправильная посадка

Из-за неё возникает большинство неприятностей при езде на велосипеде. Боли в спине, в руках, в области шеи – лишь сопутствующие виды болей, идущие рядом с основной – болью в колене. Возникает сначала дискомфорт, а потом боль из-за двух основных ошибок.

 

  1.1. Опущенное низко седло

Самая популярная ошибка новичков, особенно девушек. Почему-то многим кажется, что опущенное низко седло добавляет безопасности при движении, ведь если придётся резко остановиться, то можно легко и быстро выставить ногу, чтобы опереться на твёрдую поверхность. Это очень вредное заблуждение, применение которого в жизнь негативно влияет на коленные суставы. Нагрузка на колени происходит под неправильным углом, из-за чего суставные поверхности трутся друг об друга с повышенной силой. Со временем это приводит к истощению хрящей, как следствие, к появлению болей.

1. Для начала выставьте высоту седла таким образом, чтобы сидя на нём, опуская пятку на педаль, находящуюся в нижнем положении, нога была полностью выпрямлена. Таком образом, прикладывая усилие передней частью стопы, нога в колене будет слегка согнута, что является наиболее правильным положением.

2. Если всё ещё чувствуется дискомфорт, можно воспользоваться более точным методом. Поставьте педали параллельно земле, поставьте на «переднюю» педаль ногу, к коленной чашечке приложите нить или веревку и смотрите, чтобы она опускалась аккурат на ось педали.

 

  1.2. Неправильный наклон седла

То же касается и наклона седла.

1. Наклонённое чересчур вниз, оно создаёт тот же эффект неправильного приложения нагрузки на коленные суставы.

2. А если кончик седла направлен вверх, то излишняя нагрузка приходится на копчик, а также могут быть пережаты сосуды, что способствует ухудшению кровотока в ногах и началу онемения.

Ставьте седло параллельно земле – для большинства велосипедистов подходит именно такой вариант

Если вам кажется, что вы слишком близко или далеко до/от руля, то пробуйте перемещать седло вперёд/назад, пока не избавитесь от дискомфорта.

 

2. Низкий каденс

Каденс – частота вращения педалей. Измеряется в оборотах в минуту.

Низкий каденс (50-60 оборотов в минуту) вкупе с низко опущенным седлом наносят максимальный вред здоровью коленных суставов. Старайтесь держать каденс хотя бы 80-90 оборотов в минуту. Да, поначалу это будет крайне некомфортным занятием, но со временем вы привыкните и поймёте, насколько более эффективно вы стали ездить. Выше каденс – меньше нагрузка на суставы – эффективнее работа мышц.

 

Информация для тех, кто с помощью езды на велосипеде хочет качать мышцы ног

Попытка накачать мышцы с помощью постоянной езды на велосипеде на тяжёлых передачах, на низком каденсе с неправильной посадкой убьёт ваши суставы. Учтите, что езда на тяжёлых передачах с низкой частотой вращения педалей как по прямой, так и в подъёмы, не должна быть доминирующей. Мышцы адаптируются к увеличению нагрузок гораздо быстрее, чем суставы.

Включайте силовые «подходы» по 3-5 минут, когда выезжаете кататься, но обязательно делайте между ними перерывы также по 3-5 минут, крутя педали очень легко. До начала таких «подходов» обязательно проводите разминку, катаясь хотя бы 15-20 минут в спокойном темпе с двумя-тремя короткими ускорениями.

 

3. Резкое начало поездки

Если суставы не разогреты, на улице прохладно, а вы ринулись с места ставить рекорд времени езды до работы, то через какое-то время при повторении подобных поездок у вас начнут болеть колени.

1. Если вам нужно стартовать прямо от дома и быстро доехать до необходимой точки, сделайте хотя бы небольшую разминку дома до поездки. Задача разминки – разогреть суставы. В идеале разогреть бы и мышцы, но если на это нет времени, уделите внимание в первую очередь суставам. Это могут быть простейшие движения в суставах, например, сгибание-разгибание коленей, круговые вращения ног в коленном, тазобедренном, голеностопном суставах, неглубокие приседания.

2. Второе, что можно сделать – начать ехать не быстро, на лёгкой передаче с относительно большой частотой вращения педалей. Таким образом, уже через 5-10 минут вы разогреете как суставы, так и мышцы, что позволит ехать дальше уже в привычном темпе.

 

4. Недостаточное восполнение жидкости

Как правило, человек начинает пить воду, когда чувствует жажду. Это нормально при вялотекущем образе жизни, но является огромной ошибкой при езде на велосипеде. Если вы сильно захотели пить, то опоздали. Нужно было пить раньше до появления признаков жажды.

В поездках выходного дня, простом катании, тренировках рекомендуется пить хотя бы по паре глотков каждые 10-15 минут. Нужно это для работы коленных суставов, потому что смазывающая жидкость, участвующая в нормальной работе суставов, состоит по большей части из воды. Обезвоживание в такой ситуации негативно влияет на колено.

 

5. Недостаточное утепление коленей

Если на улице прохладно, то в первую очередь нужно подумать об утеплении коленных суставов. Даже если во время поездки вы разогрели организм и чувствуете себя комфортно, колени постоянно обдуваются прохладным ветром, из-за чего суставная жидкость охлаждается, становится более вязкой, её не хватает для обеспечения беспрепятственной работы сустава. Из-за этого увеличивается трение между трущимися поверхностями сустава, в результате чего могут возникать неприятные ощущения и боли.

Решается проблема просто – надевайте более длинную одежду, которая будет прикрывать колени. Идеально, если вы будете использовать наколенники

 

6. Использование простых педалей

Если вы часто совершаете длительные поездки, то имеет смысл отказаться от обычных «топталок» и посмотреть в сторону контактных педалей. Их эффективность уже доказана многолетним опытом не только спортсменов, но и простых велосипедистов, не ставящих перед собой спортивных целей

 

Всё дело в механике движений ваших ног. Если на простых педалях вы только давите вниз, то на контактных педалях у вас есть возможность крутить педали «вкруговую». Круговое педалирование задействует гораздо большее количество мышц, которые берут нагрузку на себя, снимая её с коленного сустава. Таким образом, сустав работает в роли шарнира, с которого по максимуму сняты нагрузки, воздействующие на него при педалировании на обычных педалях.

 

Хороший человек перевёл хорошее видео