Железу свойственно ломаться в самый неподходящий момент. Ломаются любые компоненты, даже самые дорогие и надежные. Но как быть, если поломки случаются сложнее обычного прокола или порванной цепи? Вот несколько советов как не паниковать и найти выход из ситуации.   

Берите с собой минимальный набор инструментов

Сколько раз во время поездки вы встречали бедолагу с пробитым колесом, который просил у вас ремкомплект с заплатками, насос или запасную камеру? Не становитесь таким бедолагой – возите всё своё! Речь не идёт о том, что с собой надо возить чемодан инструментов, некоторые из которых могут пригодиться только раз в год на плановом ТО велосипеда.

Перед дальней поездкой следует в первую очередь проверить техническую исправность велосипеда. Нет смысла возить с собой тросики и рубашки к ним в надежде, что они могут порваться, и велосипед превратится в сингл-спид. Вместо этого достаточно вовремя проводить ТО и менять комплектующие по мере износа.

Особо частые проблемы, с которыми сталкиваются в поездках, это порванные цепи, ослабшие затяжки шестигранников и проколы. Восстановить порванную цепь и подтянуть какой-то узел (вынос, руль, поправить калипер, чтобы не шоркал диск) можно с помощью специального мультитула с выжимкой для цепи. Продвинутые велосипедисты также возят с собой запасной замок для цепи, чтобы не возиться долго с цепью в полевых условиях. С проколами можно бороться разными способами. Самый простой – вставить новую камеру и ехать дальше. Совет: поместите сложенную камеру в пакет и примотайте к раме велосипеда, так грязь не будет попадать на неё, а вам не придется везти её на себе. Если запасной камеры с собой нет, воспользуйтесь ремкомплектом – можно поставить либо заплатку-самоклейку, либо заклеить с помощью быстроклеющейся заплатки, что гораздо надёжнее, пусть и занимает больше времени.

Импровизируйте!

Если у вас нет с собой подходящего инструмента или запчастей, настало время для импровизации. Если вы сломали, к примеру, какой-то болт, его можно выкрутить из какого-то другого места, чтобы быстрее добраться до дома. Один из четырех болтов в креплении руля не сильно ослабит конструкцию, зато у вас появится запчасть для необходимого ремонта.

Погнули крепление заднего переключателя? Нет смысла всё разбирать и искать плоскогубцы, чтобы его выправить. Аккуратным и ловким движением руки можно выправить «петуха» с помощью заднего переключателя. Главное – не доломать его окончательно, чтобы по крайней мере половина скоростей вам была доступна.

Если «петух» сломан окончательно и бесповоротно, самое время собрать односкоростной велосипед. Снимите задний переключатель, подберите подходящую звёздочку сзади и укоротите цепь до нужной длины. Обратите внимание на чейнлайн, чтобы не было сильного перекоса цепи. Если у вас двухподвес, заблокируйте амортизатор или выберите настройку, при которой он максимально жёсткий.

Случается и такое, что при проколе сильно рвется покрышка. В таком случае с собой можно возить изоленту или обмотку для хоккейной клюшки, которой можно замотать поврежденный участок покрышки вместе с ободом, накачать и ехать дальше. Ну а про сломанный руль и говорить нечего – на выручку придут ветки, плотная лента и кабельные стяжки.

Посадили восьмерку на колесо или жестко его погнули, да так, что оно не крутится? Есть решение! Умелыми движениями его можно частично вправить на месте – самый жесткий вариант, это когда велосипед лежит на земле, а вы аккуратно ногами выправляете погнутый обод. Можно использовать вариант более гуманный – снять колесо и вправить его отдельно. Будьте аккуратны и внимательны, чтобы обод не треснул и спицы не вылетели. Ну и не стоит забывать, что на этом ваша покатушка закончилась – после такого ремонта надо осторожно ехать до ближайшей мастерской или домой.

Попросите помощи

Ничего страшного, если вы попросите помочь товарищей. Всякое бывает, когда вы забыли запаску, оставили насос на другом велосипеде или у вас нет выжимки для цепи. Если вы застряли где-то на трассе за городом, можно попробовать попросить помощи у водителей автомобилей, если вдруг вам понадобился насос.

В крупных городах существует практика выездной «скорой помощи для велосипеда», где механик выезжает на мотоцикле или на велосипеде с минимальным необходимым набором для ремонта «в полях».

Эвакуация

Разница между проколом колеса или порванной цепью и серьезной поломкой не только в том, что они требуют ремонта разной сложности. Вы уже думаете - как бы скорее добраться домой или до мастерской, а уж про получение удовольствия от катания и речи не идёт. Можете вы устранить поломку в походных условиях или нет, вам всё равно придётся прервать поездку, и самое главное здесь – не падать духом.

На вправленных колёсах можно аккуратно доехать, главное – не «жестить» и не нанести дополнительный ущерб. Даже с порванной цепью можно крутить – достаточно стянуть обрывки цепи кабельной стяжкой и на ровной поверхности в пол силы подкручивать педали. Если же поломка фатальная, велосипед можно использовать как беговел – опустить седло вниз и отталкиваться ногами, либо использовать как самокат. Это намного быстрее, чем идти пешком, не правда ли? Ну а уж если вы катаетесь не один, то вас можно подталкивать или взять на буксир.

В совсем безвыходной ситуации придется искать пути эвакуации на транспорте. Всегда имейте при себе определенную сумму наличных – будет возможность поймать попутку, воспользоваться общественным транспортом или вызвать такси. Ну или вызвонить кого-нибудь из друзей и заплатить за бензин в качестве благодарности.  

 

Важнее всего сохранять чувство юмора. Да, у вас случилась поломка, потребуется ремонт и покатушка скорее всего подошла к концу. Но не стоит забывать, что вы не травмировались – и это самое главное, т.к. ничего важнее здоровья нет, а про ваши приключения потом можно рассказывать истории друзьям.