Фэт-байк (от английского Fat-bike – жирный велосипед). Это слово стало часто светиться во разных велосипедных группах, на них бодро катаются буржуи в своих видео, а в веломагазинах эту вундервафлю можно даже пощупать. Но при его виде возникают резонные вопросы - что это за зверь, зачем он сделан, как оно катит и почему он похож на Монстер-Трак из фильма «Няньки»?

Машина из к/ф Няньки

История

Картинка из серии «Странно, но правда», выпускаемой фирмой Currys до 1932 года

Упоминания о велосипедах на толстых покрышках (шинах низкого давления) встречались в прессе ещё в начале 20 века. На картинке изображена вырезка из серии рекламных картинок «Странно, но правда» (Strange but True), публикуемых фирмой Currys в велосипедной прессе до 1932 года. Подпись под картинкой «В. Ритчи (W. Ritchie), известный трюкач сделал велосипед с шарообразными шинами». Самого В. Ритчи я не нашел, но нашел фотографию 1930 года, которая соответствует картинке. Кто знает – может это Ритчи.

1930 old fatbike

Своё распространение и популярность, благодаря своей проходимости, велосипед получил на Аляске, именно там умельцы начали массово переделывать классические кантрийные велосипеды в монстров, которые могли спокойно катить по снегу и бездорожью. Отцом термина «Фэт-байк» считают Марка Грюнвальда (Mark Gronewald) с Аляски, он один из тех энтузиастов, которые самостоятельно строили фэт-байки.

Dan Lucas 1999 fatbike

Как сообщает Марк на своей странице в facebook – это фотография велосипеда, построенного его другом Дэном Лукасом (Dan Lucas) в 1999 году из музея фэт-байка в Анкоридже. На заднем фоне можно рассмотреть фэт-байк фирмы Surly.

Surly Pugsley

Модель Surly PUGSLEY в 2006 году стала первым серийным фэт-байком в мире. Хотя, если быть более точными – вам присылали не совсем байк, а фреймсэт с вилкой, ободами и покрышками, а остальные компоненты вы уже подбирали сами. Тем не менее, поклонников у таких байков набралось море и вскоре велоиндустрия шагнула в светлое, фэт-байковое будущее!

Surly Pugsley frameset 2006

Признаться, думаю, что первой мыслью у каждого, кто видит фэт-байк, проскакивает вопрос «А кто этот интересный молодой инженер со специфическими вкусами, сотворивший такое?»

Действительно, обода словно стащили у какого-то матёрого триалиста. Вот вам и дриллинг для облегчения, и цветной флиппер, чтобы камера не вылезала в эти отверстия, да и смотрится круто.

Corto Yeti

Сами покрышки же явно от стрицферского аппарата, на котором лупили плоскачи с гаражей городские сумасшедшие урбан-фрирайдеры в середине 2000х.

А рама – ну классический кантрийник, вот вам и двойник спереди, и гидравлические тормоза, и обвес от кутюр от Deore!

Corto Yeti

Для неподготовленного человека выглядит очень странно. Но покупают же и катаются, и рады, и довольны, что-то в этом есть? Конечно есть, и это не просто джип выделяющийся на фоне остальных велосипедов!

fat vs coutry

Причины популярности

В чём же причина такой дикой популярности фэт-байков? Сейчас мы постараемся раскрыть эту тему!

Колёса

Изначально такие байки предназначались для передвижения по снегу, льду, песку и грязи, в общем для тех мест, где на обычном байке вам не удастся спокойно проехать. Широкая покрышка и небольшое давление в камере даёт вам большую площадь контакта с поверхностью и меньшее удельное давление на грунт соответственно. А высокий профиль покрышки «сглаживает» все неровности. Из этого вытекает несколько очевидных моментов:

  • Велосипеду гораздо легче ехать по сыпучей поверхности. Будь-то грязь, песок или снег – колёса не проваливаются, и вы не загрузните, в пределах разумного конечно;
  • Увеличенная площадь контакта покрышки позволяет проще заезжать в гору. Часто ли у вас случалось, что при заезде по сыпухе на какую-то крутую шпильку заднему колесу не хватает сцепления? Силы есть, вы можете крутить педали, но колесо либо проскальзывает, либо велосипед просто встает на заднее во время ваших попыток загрузить колесо.
  • Большой баллон выполняет роль амортизатора. Камушки, корешки и прочие неровности трасс, которые обычно компенсируются ходами подвески на фэт-байке охотно поглощаются этим жирными колесами. Конечно, о полноценной замене амортизаторов такими покрышками речь не идёт и переезжать через скамейки и парапеты, как на лютом стритцовом аппарате с супермонстром, не получится. Но фэт-байк в разы мягче и плавнее классических ригидных велосипедов.
  • Большая инерция колеса. Из-за того, что колесо тяжелое, его труднее разогнать, но из-за этого оно дольше вращается. Стоит вам разогнаться, и вы не поверите, что фэт-байк может так бодро ехать.

 

Простота конструкции

Чем меньше узлов, тем меньшее количество деталей может сломаться, верно? Отсутствие подвески позволяет не париться по поводу сервисного интервала вилки и чистоты масла внутри. Умирающие подшипники и втулки скольжения в подвеске – это не про вас. Головная боль с выбором амортизаторов и вилки или поиском «лучшего» масла отпадает сама собой. Это экономит вам время, деньги и нервы.

Всесезонность

Из перечисленных выше пунктов и вытекает возможность использования в любую погоду в любом месте. На улице грязно – не беда, в грязевых покатушках есть свой кайф, а широкие колёса дают уйму зацепа и веселья соответственно. Да и вилка не набьется грязью, её не нужно будет перебирать и чистить. Если же за окном мороз, изменений в работе подвески вы не почувствуете, потому, что её у вас нет. Внутри вилки не разорвёт какую-то хитрую резиночку, которую придётся ждать с забугорного интернет магазина полтора месяца и мучиться, пока друзья бодро отжигают по снегу.

Выводы

fatbike

Вы только посмотрите как доволен этот парень! Как уже сказано выше – простота конструкции хорошо экономит деньги, а универсальность велосипеда позволяет пользовать его в любое время года. Современные фэт-байки оборудованы хорошими компонентами и стоят вменяемых денег, по сравнению с топовыми комплитами классических велосипедов. Фэт-байк позволяет комфортно чувствовать себя как на асфальте, со всеми его неровностями, поребриками и брусчаткой, так и вне дороги, на лесных тропах и просёлочных дорогах. Если вы ищете для себя что-то новое и интересное, возможно фэт-байк — это именно ваш выбор.

 

Ну и на последок - небольшое видео от ребят из GMBN про фэт-байки в переводе Раскладного: