Если вы родились более, чем 30 лет назад, то наверняка слышали про Харьковский Велосипедный Завод и его продукцию. Сегодня мы окунём вас в детство и познакомим со основными моделями велосипедов этого предприятия.

История создания завода

Можно сказать, что история Харьковского Велосипедного завода началась с Первой мировой войны, именно из-за неё в 1915 году пришлось эвакуировать «Фабрику велосипедов» Александра Лейтнера из Риги в Харьков.

Здание бывшей фабрики Лейтнера

Через 8 лет, 3 ноября 1923 года Харьковским губисполкомом и горсоветом было принято постановление № 89 «В целях более рационального использования заводов Лейтнера и Блейхерта, объединить эти два завода и их оборудование в одно предприятие. Работу по переоборудованию закончить в течение двух с половиной месяцев». Это и послужило началом для первого государственного велосипедного завода СССР, про который сегодня и пойдёт речь.

После слияния двух предприятий на заводе работало всего 50 человек, эвакуировавшихся из Риги в Харьков ещё в 1915, однако эти ребята были не лыком шиты! В условиях жесткого дефицита труб для велосипедов кто-то из коллектива предложил использовать кавалерийские пики, оставшиеся после 1 мировой войны, на том и порешили. Пики нарезали на трубки, набивали песком и вручную изгибали. Это позволило создать несколько прототипов и в 1924 преступить к серийному производству. Всего в 1924 было изготовлено и выпущено более 1000 велосипедов.

Пика

Кругосветное путешествие

В это же время, тройка студентов Московского Института Физической Культуры (ныне известный как Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма) загорелись идей кругосветного путешествия на велосипедах. И 1 июля 1924 года, Андрей Князев, Илья Фрейдберг и Жорж Плещ, сделав несколько кругов по Московскому стадиону, отправились в кругосветку.

Кругосветное путешествие на велосипедах

Несмотря на то, что на их пути встречались дикие звери и непогода, нападение на Жоржа в Шанхае, с последующим ножевым ранением и выбыванием его из кругосветки, велосипедистам удалась их затея. 6го марта 1927 года, спустя 2 года 8 месяцев и 6 дней Князев и Фрейдберг прибыли в Москву. Они преодолели 45 000 км, 25 900 из которых проехали на велосипедах Харьковского завода, это был успех!

Модели велосипедов

«Украина» (первая единая модель), по сути первая модель велосипедов из выпускавшихся на заводе массово без особых конструктивных изменений с 1926 по 1935 год. По примерным оценкам, за годы производства было выпущено более 150 000 таких велосипедов.

Украина 1926

Всего же модельный ряд «Украина» насчитывает около 40 модификаций, выпускавшихся в различное время с 1926 по 1996 годы. Эти велосипеды закупались почтой колхозами и простыми гражданами, и были практически неубиваемыми. Багажник выдерживал вес пары мешков картошки, а когда нужно было поехать на озеро, то даже парочку друзей. Велосипед приобрёл хорошую славу и был повсеместно распространён. На нём ездил и стар, и млад, кто-как горазд. Достать детский велосипед временами было проблематично, поэтому те, кто, сидя на седле не дотягивался до педалей, катался под верхней трубой рамы.

Украина

Серия советских дорожно-туристических велосипедов «Турист» хорошо известен всем, кто родился в СССР. Эта модель была переходной между относительной простой «Украиной» и предназначенным для спортсменов и гонок «Старт-шоссе». Велосипед имел более узкие шины, 4 скорости и ручные ободные тормоза. Так же был оборудован багажником, хотя тот уже не мог похвастаться такой прочностью, как багажник «Украины». В отличии от «Старт-шосссе» имел крылья и более прямую посадку.

Велосипед "Турист"

«Старт-шоссе» - это предел мечтаний любого советского школьника или любителя велосипедов. Самая топовая модель из массово выпускавшихся велосипедов. И стоит сказать, что было чем восхищаться! Высокопрочная и лёгкая рама из легированной стали весом в 2.2кг, 10 передач (2 звезды спереди и 5 сзади) и 5 размеров ростовки! На этих велосипедах участвовали в гонках и тренировались спортсмены. Владельцы данных велосипедов вспоминают неиндексные манетки не злым, тихим словом. Эта деталь требовала бережного отношения и точности при переключении передач. После переключения их постоянно приходилось подстраивать, чтобы оба переключателя были точно выставлены и не тёрли о цепь. Но в любом случае – это был лучший велосипед в СССР, который мог получить простой обыватель.

 Старт-шоссе

Было у завода и единственное в СССР конструкторское бюро – Центральное конструкторско-технологическое бюро велостроения (ЦКТБ Вело), которое выполняло спецзаказы для лучших спортсменов со всего СССР.

ЦКТБ Вело

Именно здесь разрабатывалась геометрия будущих рам для олимпийцев. В 1979 году проводились эксперименты по созданию рамы из композитных материалов, но к Олимпиаде 1980 раму сделать не успели и ограничились лишь композитными колёсами. На долю этого бюро выпала возможность создать «Метеор», «Квант», «Спринт» и самый известный и футуристичный велосипед СССР «Тахион», даже сейчас он выглядит весьма достойно.

Тахион

К началу 1986 года завод выпускал свыше 10 моделей дорожных, спортивных и туристских велосипедов, которые продавались в 36 стран мира, но перестройка и распад СССР загубили весь промышленный потенциал. Сейчас основной доход завода идёт от сдачи в аренду бывших производственных площадей, товаров народного потребления (ручные тележки, сушки для посуды и т.д.) сборки дешевых китайских «ашанов» и мелкосерийного производства «Украин», хотя это уже далеко не те велосипеды, что были раньше.

С оновными вехами развития завода вы можете ознакомиться ниже: