У нас есть пару основных типов тормозов, дисковые и ободные. Независимо от того, каким способом они приводятся в действие, будь то трос или гидравлика, у всех них есть колодки, которые и замедляют быстро вращающийся ротор/обод.

Дисковые тормоза

Дисковые тормоза чаще всего встречаются на горных велосипедах, хотя в последнее время с появлением бюджетных моделей их можно встретить даже на дорожных велосипедах, да и в шоссе их наконец-то пустили (тормозить о карбоновый обод во время дождя – то ещё удовольствие).

Независимо от того, сколько у вас поршней, обычно в дисковом тормозе 2 колодки, хотя и встречаются всякие эксперименты, вроде Magura MT7 с четырьмя колодками.

Magura MT7

Чтобы оценить степень износа колодок дисковых тормозов – их придётся сначала извлечь из калипера, заглавное фото этого поста лишний раз подтверждает, что лучше колодки осматривать снятой с велосипеда. Взгляните на фото ниже, на нём видна разница между стёртой и новой колодкой.

new vs old brake pads

Наверняка вы заметили, что износ ещё и неравномерный, одна часть колодки стёрлась больше. Такое бывает у гидравлических тормозов и может свидетельствовать о том, что поршень слегка перекошен, а уплотнительная манжета поршня в калипере загрязнилась. Перед установкой новых колодок нужно будет выровнять поршень и слегка смазать его. В качестве смазки лучше всего использовать не какие-то спреи и масла, а минеральную жидкость или DOT, в зависимости от того, что используется в вашем тормозе. Пары капель туда, где поршень выходит из калипера, будет вполне достаточно, излишки нужно вытереть ветошью.

Но вернёмся к нашим колодкам. Их пора менять, если толщина рабочей поверхности колодки менее 1 миллиметра. Конечно, такая колодка «ещё походит», но не затягивайте с заменой. Если абразив сотрётся и метал колодки начнёт тереться о тормозной диск, то скорее всего вам придётся заменить и его, либо менять колодки очень часто. Роторы с испорченной тормозной поверхностью очень быстро «съедают» колодки.

Ободные тормоза

Что там по ободным тормозам? С ними всё чуть проще! Независимо от типа (v-brake/кантеливерные/гидравлические) износ можно определить сразу. Наверняка вы замечали небольшие насечки на колодках и не раз задумывались зачем же они нужны? А нужны они для того, чтобы вам было легче понять, что колодочки пора заменить. Как только колодки сотрутся так, что полоски исчезнут – это сигнал к замене.

Как определить изношенность ободных колодок

Итог

Любое изменение в работе тормоза, не связанное с его настройкой, скорее всего сигнализирует о том, что с колодками что-то не то. Не забывайте, что сменить колодки проще и дешевле, чем покупать новый тормозной диск или по новой спицевать колесо.