Все велосипедисты хотя бы раз в жизни приезжали домой вымокшие, замерзшие, испачкавшиеся, у дверей скидывали с себя грязную одежду и бежали в горячий душ. Велосипед при этом сиротливо ставили к стенке, причём грязи на нём было не меньше. При этом неважно – ездили вы по жесткой грязи, просто попали под дождь на асфальте или 2 недели рассекали в сухую погоду, частью обслуживания велосипеда считается его мойка. Вы же не хотите, чтобы он превратился в грязный и заржавевший кусок железа?

Химия и инструменты для мойки

Современная мойка велосипеда не ограничивается поливом его из садового шланга. Щетки, губки, шампунь, очиститель смазки, водооталкиватель – всё это должен иметь в наличие хозяин велосипеда, чтобы его двухколесный друг всегда находился в около новом косметическом состоянии.

Выберите место для мойки

Велосипед на стойке

Для мойки велосипеда лучше всего использовать ровную твёрдую площадку с хорошим дренажем – асфальт, бетон, брусчатка, гравий. Газон и грунт не очень подходят для этих целей, так как уже через несколько минут после полива водой вся поверхность превращается в небольшое болото. Очень сильно выручает специальная велосипедная стойка, чтобы велосипед находился в вертикальном положении и его не надо было класть на землю. Использование стойки позволяет без труда попасть в труднодоступные места – нижняя труба, пространство под кареткой.

Предварительная мойка

Начинайте поливать велосипед водой из шланга, избегая прямого залива в каретку, рулевую и подшипники. Ополаскивание позволит засохшей грязи размокнуть и отпасть. Если есть поливочная насадка, сперва воспользуйтесь режимом орошения, а затем режимом сильной струи, чтобы сбить остатки грязи и других загрязнений. Пройдитесь тщательно по всем труднодоступным местам.

Мойка из шланга

Существует расхожее мнение по поводу использования мойки высокого давления. Кто-то предпочитает избегать использование автомойки и предпочитает ручную мойку или небольшой напор воды. Другие наоборот предпочитают использовать автомойку с моющими средствами для быстрой и качественной очистки всех узлов велосипеда.

На данный момент проведены некоторые эксперименты, чтобы развеять или подтвердить миф, что автомойка способна выбить смазку из подшипников, после чего их приходится разбирать и обслуживать. Тесты показывают, что даже прицельное попадание во влагозащищенный подшипник практически не отражается на его дальнейшей работе. При мытье вилки или амортизатора какая-то часть воды попадает под сальники, но в таком случае рекомендуется отвести пистолет подальше, чтобы снизить давление воды на узел. Другие же узлы, которые не имеют должной защиты, требуют обслуживания после такой мойки. Довольно распространенная практика, когда автомойкой велосипед тщательно промывается целиком и отправляется на плановое техническое обслуживание.

Основная мойка с шампунем

Несмотря на то, что на рынке автомобильной химии есть множество предложений, некоторые производители предлагают специальные моющие средства для велосипедов. В их основе лежат биоразлагаемые компоненты, которые не наносят вред окружающей среде. Велосипедный спрей следует нанести на велосипед и оставить на несколько минут, после чего смыть водой. Если вы используете автохимию, то её можно нанести с помощью автомойки или развести в ведре с водой, после чего начать мыть щёткой.

Чистка с помощью щетки

Непосредственно для мойки можно использовать автомобильные щётки для мойки. Их особенность – специальным образом распушенные концы волосков, чтобы не повредить лак и покрытие автомобиля или велосипеда. Для нежных покрытий типа ног вилки, штока амортизатора или дроппера используйте мягкую губку. Прочистите все труднодоступные места, куда не сможете попасть щеткой – протрите вручную тряпкой. Следует избегать в первую очередь цепи, чтобы не испачкать щётку в смазке. В противном случае вы размажете смазку по велосипеду!  

Чистка от смазки

Главный источник смазки на велосипеде – цепь. Для мойки цепи есть специальные приспособления, куда заливаются специальные моющие средства, но эффективность такой мойки для цепи крайне невысокая. Автомойку высокого давления можно использовать для цепи, кассеты и передних звёзд, чтобы очистить их от остатков смазки и загрязнений. Лучший способ полноценной мойки цепи – её полное замачивание в бензине, последующая сушка и тщательная смазка.

Мойка цепи

В случае, если тормозные диски или колодки загрязнились, их рекомендуется очистить специальной очисткой для тормозных дисков. Можно приобрести как специализированные для велосипедов, но подойдут и автомобильные.

Сушка и смазка цепи

После мойки следует стряхнуть велосипед, чтобы лишняя влага слетела с него. Также рекомендуется поставить велосипед на заднее колесо и наклонить на себя, чтобы попавшая в раму вода вытекла через подседельный штырь или другие отверстия. Для сушки обычно используется обычная сухая тряпка, фибра или искусственная замша. Отдельно стоит уделить внимания роторам и колодкам – перед поездкой их рекомендуется тщательно просушить, т.к. попавшая вода в тормоза снижает эффективность их работы. Во время протирания велосипеда насухо можно детально осмотреть компоненты на наличие повреждений.

Смазывание цепи

Для смазывания цепи настоятельно рекомендуется использовать традиционный тюбик со смазкой, а не смазку в виде спрея. Часто бывает, что неаккуратное смазывание цепи приводит к тому, что смазка попадает на задний тормозной диск с колодками и ухудшают торможение в дальнейшем, к тому же спрей наносится равномерно на всю цепь, хотя целиком её смазывать не обязательно. Для правильной смазки достаточно капнуть по капельке масла на каждый линк, прокрутить цепь вхолостую, подождать некоторое время, а затем аккуратно протереть тряпкой, чтобы удалить излишки масла. После непродолжительного катания рекомендуется протереть цепь повторно, чтобы удалить оставшееся масло и пыль, которая успела осесть на масле. ВАЖНО: перед смазкой цепь должна быть полностью сухой!

  

Работа сделана, велосипед чистый и блестит на солнце! Если следовать советам из статьи, то ваш велосипед будет долго оставаться красивым внешне и долговечным внутри!

Помытый велосипед