Современные кросс-кантрийные рамы пред-топового и топового уровня очень часто комплектуются безрезьбовыми каретками. В этой статье мы расскажем, как их обслуживать и менять.

У безрезьбовых кареток очень большие подшипники, по сути вся каретка только из них и состоит. Этот гайд будет полезен, если у вас каретка стандарта BB30, BB86 или BB92. Каретки BB90 – это стандарт для рам Trek, про их особенности мы расскажем в другой раз. Если вы всё ещё не поймёте какой именно стандарт у вас, то советуем заглянуть в эту статью.

Мы решили взяться за эту тему, так как обслуживание таких кареток слегка специфично из-за их устройства. Сейчас цены на специнструмент слегка снизились, но мы расскажем, как обойтись и без них. Главное проявить смекалку!

Инструмент

Итак, вам понадобятся:

  1. Киянка и молоток
  2. Шестигранники
  3. Смазка
  4. Инструмент для запрессовки
  5. Пара подходящих брусков дерева

Выявляем проблемы

Чтобы выяснить, есть ли у вас какие-то неполадки с кареткой, нужно первым делом снять цепь с ведущей звезды. Пусть она просто болтается на пере, главное, чтобы не мешала вращать шатуны. Теперь покрутите шатуны, если чувствуется небольшая «ступенчатость» во вращении или люфт, то скорее всего подшипники уже умерли, их пора заменить.

Снимаем шатуны

Как снять шатуны

Начать стоит с деинсталляции шатунов. В зависимости от производителя самих шатунов процесс может отличаться. Обычно вы либо сразу откручиваете их от оси, а в случае с Shimano раскручиваете пару болтов с торца шатунов, чтобы ослабить их хват, а затем уже откручиваете болт, удерживающий их на оси. В принципе, всё так же, как обычными BSA каретками, так что можете воспользоваться информацией в нашей прошлой статье.

Проставочные шайбы и пружины

Запомните расположение всех проставочных шайб и пружинок на оси шатунов и отложите их в сторону в правильном порядке. Это поможет избежать последующих проблем во время сборки шатунов.

Как выбить ось

Если ось прикипела к подшипникам, можно пару раз ударить по ней киянкой, это точно поможет. Если киянки нет, подойдёт молоток и деревянный брус. Только не колотите молотком прямо по оси, это наверняка повредит шлицы!

Снимаем каретку без специальных инструментов

Есть несколько способов снять безрезьбовую каретку, правильный, который делается при помощи специальных инструментов, и не очень правильный. В принципе похожие каретки уже давным-давно используются на ВМХ и могут казаться слегка архаичными, однако это на удивление простое и элегантное решение.

Вам нужно что-то, чем вы можете выбить подшипник. Главное, чтобы у него был довольно плоский край, чтобы было чем упереться в подшипник. Если у вас нет специального инструмента, то мы обычно рекомендуем использовать обрезанный кусок старой подседельной трубы, он идеален по диаметру и достаточно прочный, чтобы выдержать удары молотка. Уприте его в торец подшипника с внутренней стороны и начинайте аккуратно простукивать периметр подшипника. Следите за тем, чтобы подшипник выходил без перекосов, это убережет вашу раму.

Как выбить подшипник

Если вы переживаете за целостность подшипника, то он уже всё равно мёртв и подлежит замене. Если замена подшипника не нужна, то их лучше не выбивать. Важно! Обратите внимание на то, как вы упираетесь в подшипник. Внутри есть стопорные кольца, которые не дают подшипникам провалиться внутрь кареточного узла рамы, когда вы зажимаете шатуны. Не повредите их!

Стопорное кольцо

После удаления подшипников осмотрите их посадочное место в каретке, удалите все остатки грязи, старой смазки и ржавчины. Подшипник на фото выше уже изрядно

Ставим каретку без специальных инструментов

Как запрессовать подшипник

Для запрессовки подшипников потребуется смазка, много смазки, так что не жалейте её, когда будете промазывать посадочное место подшипника. Если это возможно, подложите под обратную стороны кареточного стакана деревянный брусок или что-то, во что она будет упираться, если не хотите повредить велосипед и не используете сборочный стенд. В нашем случае стенд был, так что мы просто нашли достаточно плоский деревянный брус. Здесь «плоскость» бруса необходима для того, чтобы энергия от удара равномерно распределялась по всему подшипнику. Теперь нужно же его запрессовать без перекосов.

Конечно, вы можете воспользоваться прессом для рулевой колонки или достаточно большими тисками, но такое добро обычно можно найти в мастерской или гараже, который есть не у каждого.

Пресс

Ставим шатуны

Установка шатунов

После запрессовки подшипников соберите всё в обратном порядке. Хорошенько смажьте ось шатунов, так как она туго вставляется. Если шатуны не лезут, убедитесь в соблюдении соосности оси и подшипников. И не забудьте вернуть проставочные шайбы! Затяните всё с правильным моментом, используя динамометрический ключ. Верните цепь на место и убедитесь, что всё исправно работает. Всё, ваш велосипед снова готов вас радовать и мчать вдаль!