Мелкие детали

Покрышки и камеры

Обода

Грипсы и седло

Цепь и кассета

Как правило, покупая велосипед, вы рассчитываете на то, что он будет служить вам долго и верно, а поломки всех его компонентов это не более чем досадный форс-мажор. Однако, есть ряд компонентов велосипеда, которые являются расходниками и требуют плановой замены один, а то и больше раз за сезон активного катания. То есть, сломать, скажем, раму это обидная и досадная неприятность, но стереть, например, колодки это просто вопрос времени. Нужно рассчитывать свой бюджет с учетом регулярного планового технического обслуживания велосипеда и своевременной замены изношенных компонентов.
Рассмотрим те части велосипеда, которые являются расходными материалами, немного подробнее.

 

Мелкие детали

Изношенные тормозные колодки

В эту группу можно внести ряд мелких деталей и составных частей велосипеда с заменой которых сталкивался каждый из нас.
Во-первых, это, конечно, тормозные колодки. Они бывают двух видов: металлические и органические (Semi-metal и Resin, если на английском). Металлические живут довольно долго даже в условиях гор, а органические выдерживают примерно пол сезона кросс-кантри, а при обычном катании даже весь сезон, если повезет то и два, но в горах стираются, как правило, за три-четыре дня. Органические колодки дешевле и продаются везде, поэтому для прогулочного катания и кросс-кантри они неплохой выбор, но для гор, однозначно, стоит брать металлические колодки, даже если не учитывать тот факт, что тормозят они лучше органики. Не забудьте только проверить роторы на совместимость.
Во-вторых, это сальники, пыльники, прочие мелкие резиночки в амортизатор и вилку, а также подшипники в раму, втулки и каретку. Меняется все это по мере износа, появления люфтов или затруднений при вращении. При активном катании, как правило, один или два раза за сезон.
В-третьих, не всегда в каретке и рулевой можно просто поменять подшипники, в таком случае меняется каретка и рулевая целиком.

 

Покрышки и камеры

Порванная покрышкаЗдесь все зависит от назначения покрышки и ее веса. Так на двухслойных горных покрышках с мягким компаундом вы можете поотрывать все шипы, но сама покрышка будет в нормальном состоянии, а кантрийные лайтовые однослойки можно изрезать до состояния непригодности, при этом сохранив протектор практически не сношенным. Как бы то ни было, покрышки вам придется менять. В случае кросс-кантри и простого катания один раз в сезон, может даже реже, а в случае горного катания гораздо чаще. В зависимости от интенсивности и сложности трасс покрышки придется менять чуть ли не раз в неделю.
С камерами все проще, пробилась - значит ее надо заклеивать или менять.  Есть один совет - используйте для жесткого катания специальные толстые камеры. Пусть это добавит вашим колесам веса, но вам не придется половину времени уныло ходить пешком.

 

Обода

Сломанный обод

В кросс-кантри обод как правило расходником не является, меняется только в случае критического повреждения при падении и прочих подобных неурядицах. 
А вот в горном катании обода имеют свойство периодически отходить в мир иной, уставая от постоянных ударов о камни, прыжков с периодическими недолетами и прочих развлечений. Поэтому при выборе ободов для даунхилла или эндуро имейте в виду, что покупаете расходник. Не стоит отдавать всю зарплату за очень дорогие и модные обода, а потом с удивлением обнаруживать, что состояние к концу сезона у них исключительно потасканное.

 

Грипсы и седло

Порванное седло

Те поверхности велосипеда, которые контактируют с вашим телом в процессе катания. И, что характерно, они очень даже рвутся, изнашиваются и стираются. Поэтому раз или два в сезон их тоже приходится менять. Ну, конечно, если в седле вы почти не сидите, то седло сильно изнашиваться не будет.

 

Цепь, кассета и ведущие звезды

Износ кассеты

Здесь, наоборот, основной износ идет в кросс-кантри, катании на большие расстояния и участии в бреветах. Там, где едут в основном вниз, износ цепи происходит гораздо реже.
Цепь имеет свойство растягиваться, зубья звезд на кассете имеют свойство стачиваться и рано или поздно это все потребует замены. Сроки зависят от интенсивности вашего катания. Если вы проезжаете двести километров в сезон, то цепи вам хватит на десять лет, а если в день, то можно и за сезон заменить два а то и три комплекта. Существуют методы продления жизни цепи, такие как варка ее в парафине и использование двух и более цепей с одной кассетой по очереди. Информацию об этом, а также о том как измерить растяжение цепи и когда ее пора менять легко найти в интернете. Учитывайте этот факт при покупке группсета по цене велосипеда.

Остальные части велосипеда, конечно, тоже имеют свойство изнашиваться и ломаться, сломать можно все. Но отличие тех компонентов, которые описаны в этой статье заключается в том, что они являются расходными материалами, требующими периодической плановой замены. Соответственно затраты времени и денег на их замену не станут для вас приятной неожиданностью и вы сможете сэкономить деньги, купив запасные во время скидок и собственные нервы и время, зная, что колодки надо поменять перед поездкой, а не узнав об этом на вершине горы.