Как мы уже рассказывали в предыдущей статье про спицы, уменьшение количества спиц на колесе потребовала усиления конструкции самого обода. Да и дополнительная прочность в набирающем популярность МТВ оказалась явно нелишней, особенно учитывая те условия, в которых велосипеды стали эксплуатироваться.

Хороший обод должен быть лёгким и крепким настолько, насколько это возможно. В статье рассмотрены следующие вопросы:

  1. Материал обода;
  2. Количество слоёв;
  3. Профиль;
  4. Обода для бескамерки;
  5. Пистонирование.

 

Материал

  1. Сталь

Стальные обода тяжелые, ржавеют и во влажных условиях по ним скользят тормозные колодки.

  1. Алюминий

Как в случае с рамами, алюминий сменил сталь из-за своих характеристик. Он легче и жестче, чем сталь и обеспечивает отличное торможение, если вы используете ободные тормоза.

  1. Карбон

С развитием технологий на рынке появилось достаточно большое количество карбоновых ободов. Они дорогие и очень-очень прочные, но в МТВ используются только с дисковыми тормозами.

Нужно понимать, что сломать можно любой обод, даже карбоновый.

 

Слои

Типы ободов

Изначально везде использовались однослойные обода. Такой обод имеет U-образный профиль и подходит только для городских и дорожных велосипедов, то есть для тех, у которых нет серьезных ударных и боковх нагрузок на конструкцию обода. Использовать такой обод для агрессивного катания – себе дороже. Вы обязательно его сломаете и хорошо, если это будет на каком-то поребрике, а не на дропе.

Решение вопроса крепкости ободов оказалось банальным, инженеры просто сделали «обод в ободе», тем самым создав двухслойный обод. Такой обод приходится гораздо реже править от восьмёрок, и он не так боится ударов.

 

Профиль

Увеличивая высоту обода, вы увеличиваете его жесткость. Увеличивая ширину обода, вы увеличиваете его сопротивление к боковым нагрузкам. В поисках «идеального профиля» производители играют с этими параметрами, как всегда истина где-то посередине.

Современные стандарты имеют тенденцию к увеличению внутренней ширины обода (посадочного места под покрышку). Раньше типичной считалась ширина 19мм, сейчас уже 21-23мм, а встречаются некоторые модели с шириной 30 и более.

Mavic ust rim

Для всего этого есть весьма веская причина. По мере увеличения ширины обода, увеличивается и пятно контакта покрышки с землей (особенно на низких давлениях). Но за увеличенное сцепление вы платите весом обода. Ориентируясь на ширину вашей покрышки, вы можете подобрать подходящий обод. Чем шире покрышка, тем шире обод.

 

Бескамерка?

Если вы планируете использовать бескамерные покрышки, то вам нужны специальные обода. В данный момент на рынке существуют 2 основных стандарта.

UST vs BST

UST (от англ. Universal System Tubeless) – универсальная бескамерная система. В таких ободах нет отверстий под спицы, а ниппели вкручиваются в них с внешней стороны (на фото выше как раз они).

BST (от англ. Bead Socket Technology) – технология круглого разъема. Такие обода похожи на традиционные, однако у них ниже боковая стенка. Это позволяет придать профилю резины более округлую форму и снять нагрузку со стенки покрышки. Могут быть как с отверстиями для спиц, так и без них. В первом случае отверстия заклеиваются специальной лентой.

Все бескамерные обода требуют специальной резины UST или TR (Tubeless Ready), учитывайте это.

 

Пистонирование

Пистонированные обода

Для увеличения прочности в посадочные места для ниппелей вставляют пистоны, они похожи на вставки в отверстия для шнурков. Это позволяет равномерно распределить нагрузку по периметру отверстия и уберечь обод от вырывания спиц. Существует одинарное и двойное пистонирование. Одинарное дешевле, так как делается только на внешнем слое обода. Двойное прочнее, так как пистон цепляется за оба слоя.

Так что же взять?

Всё зависит от вашего бюджета. Проанализируйте все параметры и подберите для себя оптимальное решение. Мы рекомендуем вам использовать двуслойные алюминиевые обода под обычные камеры. Если хотите слегка добавить прочности, то можно взять пистонированную версию.

Напоследок, вот небольшое видео о том, на что способны крутые карбоновые обода: