В статье рассмотрены следующие вопросы:

  1. Теория
  2. Как это работает
  3. Практическая ценность
  4. Итоги

Вечный поиск идеальных параметров для железки гонит производителей велокомпонентов вперёд. Так появляются новые типы кареток и новые стандарты втулок, а покрываемый диапазон передач практически стал дисциплиной специальной олимпиады, где производители меряются у кого длиннее больше. За какие-то 15 лет на рынок вышли 7/8/9/10/11/12-скоростные трансмиссии, обычно совместимые только в рамках одной линейки. Но не тут-то было. Пытливые граждане, путём экспериментов и попыток скрещивания Ужа с Ежом нашли немало совместимых между собой связок, о них мы сегодня и будем говорить.

 

Теория

Для начала вот вам небольшая табличка, составленная каким-то добрым заграничным райдером, который решил серьезно заморочиться на эту тему:

Таблица совместимости simano и sram

  1. Первый столбец – линейка манеток и переключателей;
  2. Второй столбец (cable pull) – длинна троса, который «выбирает» манетка за одно переключение;
  3. Третий столбец (derailleur ratio) - смещение переключателя при «выборе» тросика на 1мм;
  4. Четвертый столбец (calculated cog pitch) – расчетное расстояние между соседними звёздами;
  5. Пятый столбец (measured cog pitch) – реальное расстояние между соседними звёздами;
  6. Шестой столбец (percent difference) – процент несовпадения расчетных и реальных результатов;
  7. Road – дорожная линейка;
  8. Mountain – горная линейка.

Calculated cog pitch = cable pull* derailleur ratio

Вы скажете, что всё это очень хорошо, только зачем это всё? Что же, на основании данных в этой таблице можно легко определять совместимость между линейками и даже скрещивать Sram и Shimano.

 

Как это работает

Shimano Saint M820

Самый главный параметр, который нас интересует – это третий столбец (derailleur ratio). Как видно, начиная с 6-скоростной и вплоть до 10-скоростной серии переключателей Shimano имели одинаковую геометрию параллелограмма и при вытягивании/втягивании троса на 1мм смещались на 1.7 мм. Увеличение количества передач производилось за счёт уменьшения длинны троса, которую «выбирала» манетка за 1 переключение (cable pull). Это значит, что финальное количество скоростей задаёт манетка, а не переключатель.

То есть вы можете использовать 6-скоростные манетки Shimano с 9-скоростными переключателями Shimano без каких-то танцев с бубном.

 

Практическая ценность

Sram x.0

Чисто теоретически допустим, что у вас есть переключатель Sram на 7-9 скоростей и вы хотите обновиться и перейти на 11-скоростную трансмиссию, но при этом сэкономить денег. Вы можете сэкономить на переключателе, купив только манетку из серии Shimano 11 Mountain/Sram (Exact actuation) 11 Mountain, а это минимум $100.

При этом если вы переживаете за точность переключения, то посмотрите на разбег между 4 и 5 столбцом. В 4-м столбце отражается расчетное расстояние между звёздами для «идеального» переключения, однако с реальным значением это редко коррелирует. У автора этих строк отлично сосуществует манетка на 9 скоростей Sram x.9 и задний переключатель Shimano Saint m820, при этом прекрасное переключение манеток Sram удалось совместить с технологией Shadow+ от Shimano.

 

Итоги

Основные правила для выбора вашего будущего конфига просты:

- количество скоростей задаёт манетка;

- для правильной работы ищите переключатель схожий с стандартным значением для выбранной манетки (столбец №3).

Надеемся, что эта статья была для вас познавательной и возможно поможет вам в будущем!

Видео по теме: