Мы бы до сих пор катались с ригидными вилками на синглспиде, если бы не прогресс. Но порой он порождает такие странные детальки, что их хочется поскорее забыть. В этой статье мы расскажем про парочку таких.

1. EGS SyncroShift

EGS SyncroShift

Думаете ребята из Shimano придумали SyncroShift? Поясняем для самых маленьких, которые не застали эру поисковых манеток - это привычный нам механизм переключения, когда за одно нажатие на рычаг переключения переключатель переключается на 1 скорость. В конце 90-х ребята из EGS выпустили линейку X-Pro, которая точно переключала на 3 звезды спереди и на 7 звёзд сзади. Стоит сказать, что у них был довольно крутой и футуристичный задний переключатель, да и вообще дизайн был отличный. Чуть позже появились версии 3*8 и 3*9, и фрезерованные тормозные ручки.

EGS SyncroShift

Было выпущено порядка 200 000 комплектов, пока в 1999 году у EGS не начались финансовые проблемы. Тут-то предприимчивые японцы из Shimano и купили все патенты по бросовым ценам.

2. Shimano Airlines

Shimano Airlines

Нет, речь не о запуске Shimano своей собственной авиакомпании. В поиске альтернативы привычным тросикам японских инженеров посетила идея использования воздуха. Ребята из Shimano видели профит в том, что изгиб воздушных магистралей никак не влияет на качество переключения. Одного баллона со сжатым воздухом на 300 кубиков хватало примерно на 400 переключений. Ценник на эту систему был просто конский – 1600$. Из-за дороговизны и не востребованности у простых велосипедистов завалявшиеся на складах Shimano Airlines даже сейчас можно легко встретить на ebay, но ценник всё такой же конский – более 2500$, нет, серьезно, можете сами поискать.

3. Whyte PRST-1

Whyte PRST-1

Мы привыкли к классическим телескопическим вилкам, но периодически всплывают прототипы, где вилка исполнена примерно так же, как и задняя подвеска велосипеда, ворох рычагов завязан вокруг амортизатора. Плюсы у такой конструкции есть, иначе никто бы не старался сделать что-то вразумительное, да и в мото-сфере есть удачные примеры. Главный плюс – чувствительность вилки не зависит от того спускаетесь ли вы с горы, или едете в крутой торчок. Вилка старается сохранить контакт переднего колеса с поверхностью.

С PRST-1 получилось хуже, из-за неправильной кинематики на торможении и в контруклонах вилка жутко клевала с закономерными черезрульками.

4. Плавающий тормозной калипер

Floating brake arms

В середине 2000-х стала очень популярна тема с установкой плавающего рычага для тормозного калипера. Казалось бы, зачем утяжелять велосипед? Сделано это всё было для того, чтобы нивелировать влияние торможения на работу подвески. Причем «страдали» идеей плавающего крепления не только производители однорычажек, вроде KONA, а и ребята с VPP. Например, первая итерация Santa Cruz v10, известная в народе под названием «кузнечик» из-за характерного вида, тоже была оборудована плавающим креплением, хотя у подвески с виртуальной осью вращения влияния торможения на её работу практически минимально.

santa cruz v10 2004

Мода быстро прошла и такие коромысла быстро исчезли с велосипедов, и кажется, что сейчас эта проблема вообще не волнует никого. Хотя Trek совместили ось вращения верхних и нижних перьев с осью заднего колеса в своей подвеске ABP и нивелировали силы, противодействующие работе подвески на торможении.

trek session abp

5. Shimano Dual Control

Shimano Dual Control

Идея совместить манетки с тормозными ручками и уменьшить количество рычагов на руле пришла из шоссе, там она отлично работает. Но в мире МТВ всё оказалась чуть иначе. Ручки получились очень хрупкими, так что первое неудачное падение ломало механизм и вам приходилось покупать новую ручку. А покупая новую ручку вы платили и за переключатель, так что это совсем небюджетно.

А ещё у Shimano в тот момент была очень популярна идея использования «обратной пружины» Rapid Rise. Это когда вы нажимаете на манетке на рычаг «сброса», а переключатель переключает на бОльшую звезду. Идея в том, что большие звёзды используются во время подъёма, когда вам важно время переключения и Rapid Rise ускоряет этот процесс. Но пользователям повсеместно эта идея не зашла, а в комбинации с Dual Control и подавно.

Вот такие вундервафли порой рождают инженеры и рынок на них закономерно реагирует. А какие изобретения в МТВ не нравятся вам? Отличный кандидат – пластиковый переходник в каретку Press-fit to BSA, который пришлось использовать многим, когда появились рамы с Press-fit кареточным стаканом, а сами каретки были в дефиците. Вы запрессовывали пластиковый переходник в кареточный стакан, а уже в него вкручивали каретку. Что происходит с этим переходником на дропах и пролётках народ старался не думать, иначе кровь стыла, а по телу бегали мурашки.