История BMX или bicycle motocross (велосипедный мотокросс) уходит корнями во времена, когда юные велосипедисты стали гонять в удовольствие по трассам для мотокросса, соревнуясь на время и выполняя трюки. Так из простого катания родилась целая дисциплина в велоспорте.

  • Подбор колёс
  • Размер
  • Спицы и спицовка
  • Тип обода
  • Втулки

BMX колесо

По большей части велосипеды в BMX строятся по принципу прочности конструкции и её долговечности, а не малому весу, поэтому колёса у таких велосипедов в первую очередь должны выдерживать жесткие прыжки, скейтпарки, памп-треки, разнообразные трюки и при этом, конечно же, свободно вращаться. Как и у других велосипедов, колёса для BMX идут в разных диаметрах и размерах обода, у них разное количество спиц, видов ободов и втулок. Кроме того, они должны выглядеть круто – бросающаяся в глаза анодировка, неоновые цвета, графити и стикеры.

Подбор колёс

Выбрать подходящую пару колёс для BMX не составляет большого труда благодаря достаточно узкой направленности дисциплины, в отличие от маунтинбайка или шоссе. Если говорить про Олимпийский BMX, то гонщики соревнуются в прохождении специальной велотрассы на время. В таком случае потребуется пара лёгких колес с минимальным количеством спиц и узкими ободами, благодаря чему установить узкие скоростные покрышки и иметь преимущество при разгоне.

Олимпийский BMX

Для трюков, прыжков и байк-парков больше подойдут колёса с 36 спицами и достаточно широкими ободами для толстых шин, в то время как безбашенные профессиональные трюкачи предпочитают колёса аж с 48 спицами. Простому же обывателю подойдет вилсет с 36 спицами и ободом достаточной ширины, чтобы смонтировать на неё покрышку шириной 2-2.2 дюйма, благодаря чему на велосипеде можно будет спокойно передвигаться по улице, кататься в байк-парке, участвовать в гонке и делать несложные трюки.

Размер

Большая часть колёс для BMX идут стандартного диаметра 20 дюймов, хотя на рынке также присутствуют модели меньшего размера (18 дюймов) и модели типа «круизёр» с размером колеса 24 дюйма. С огромной долей уверенности можно сказать, что к вашему BMX велосипеду подойдут колёса диаметром 20 дюймов, но, если вы не уверены, вы всегда можете уточнить информацию у производителя вашего велосипеда.

Разные размеры колёс

Что касается ширины обода, есть несколько доступных размеров, но за стандарт принят размер обода шириной 32мм. Юные гонщики, катающиеся на подростковых моделях, или гонщики, желающие получить преимущество в скорости, могут использовать обод шириной 30 миллиметров. В это же время для трюков и жесткого катания предусмотрены более широкие обода, в-среднем это 36 миллиметров.  И даже не спрашивайте нас почему производители измеряют диаметр обода в дюймах, а его ширину в миилиметрах – не знаем!

Спицы и тип спицовки

Что касается использования спиц и видов спицовки колёс, то в BMX используется стандартный метод – чем больше спиц, тем крепче колёсо, чем меньше спиц – тем ниже вес.

Среднестатистическое колесо для BMX имеет в своем составе 36 спиц, чего вполне достаточно для первоочередных целей без лишнего фанатизма в виде жёстких прыжков. Велогонщики, конечно, стараются всеми силами сбросить вес колёс, поэтому при сборке колеса они используют втулки с 32 или 28 спицами. В случае с 28 спицами на колесо следует принимать во внимание вес гонщика, в противном случае на вираже или при катании есть вероятность «сложить колесо». Что касается верхней планки, то собрать колесо можно даже используя 48 спиц.  

Спицовка

Колеса для BMX практически ничем не отличаются по типу спицовки от традиционного колеса. Здесь точно так же применяется двойная и тройная спицовка, когда спица по пути от втулки до обода пересекается с другими два и три раза соответственно. В спортивном BMX для уменьшения веса колеса может применяться прямая спицовка без пересечений с другими спицами. Для экстремального катания, жестких прыжков и трюков может использоваться четвертная спицовка, когда в колесе много спиц и рисунок спицовки достаточно плотный. Сами спицы выполнены чаще всего из стали; есть модели с одинаковой толщиной всей спицы, также есть баттированные спицы, где толщина меняется в середине спицы опять же для уменьшения веса без потери прочности.

Тип обода

Говоря про различия ободов для BMX, стоит упомянуть, что такие обода делятся на 2 типа по способу замыкания обода в колесо – посредством сварки и заклёпок. Сварка – это самый технологичный и современный стандарт, выполняется в заводских условиях. Обода на заклёпках уже практически вышли из использования, а найти их можно на самых бюджетных велосипедах.

Обода также различаются по такому параметру, как внутреннее строение. Двойные или даже тройные стенки обода, как можно догадаться, имеют большую прочность и устойчивость на сгиб, чем обода с одной стенкой. Напротив, усиленные обода требуют для своего производства больше металла, что в конечном счете сказывается на их дополнительном весе.

Разные стенки обода

Самым оптимальным выбором считается обод с двойной стенкой, в котором совмещены все необходимые «средние» требования к весу, жесткости, надёжности и долговечности.

Втулки

Рассматривая втулки для BMX колеса, следует напомнить, что втулка состоит из алюминиевого корпуса с парой подшипников – это могут быть как насыпные подшипники, так и промышленные подшипники. Что касается типа оси, то самый распространенный размер – 14мм, тогда как для снижения веса используется 10мм ось. К её главному недостатку можно отнести несколько меньшую жесткость и более склонной к сгибанию.

Важный момент, на котором стоит подробно остановиться, это способ передачи вращения с педалей на колесо. Задние втулки можно разделить на три группы – кассетные, фривильные и фрикостерные.

  • Кассетные втулки по строению похожи на обычную велосипедную втулку с собачками, где давление со звезды идёт на корпус втулки и за счёт этого она крутится. На такой втулке можно использовать небольшие звезды с 8 зубьями.

Кассетная втулка

  • На фривильную втулку устанавливается специальный механизм, в котором уже внутри находится драйвер. Принцип его работы похож на работу обычной втулки, однако здесь это всё расположено компактно в одном небольшом механизме с ведущей звёздочкой по размеру с обычный промышленный подшипник. Такие втулки ограничены звёздами с минимум 13 зубьями.

Фривильная втулка

  • Принцип работы втулки фрикостера заключается в том, что внутри находится специальная гайка, которая при нажатии на педали скользит к драйверу, прижимается к нему и передает вращение на втулку. Когда педали не крутятся, гайка отходит от драйвера и колесо свободно вращается. Ход педалей до того, как гайка достигнет драйвера, называется слэк – он может настраиваться каждым велосипедистом индивидуально.

Фрикостер

На некоторых втулках ведущая звезда может находиться как справа, так и слева, в зависимости от велосипеда и личных предпочтений каждого велосипедиста. Существуют вариации втулок с одновременно двумя звездочками на обеих концах втулки разного размера. При желании можно достать колесо, перевернуть на 180 градусов и у вас получится «переключение передачи».

Для правильного выбора подходящих вам колёс для BMX рекомендуем придерживаться следующих пунктов:

  • Определиться со стилем катания – будь то олимпийский BMX, обычная езда по городу или выполнение трюков;
  • Определиться с размером колес под раму вашего велосипеда;
  • Выбрать подходящую втулку с приводным механизмом, нужный тип обода и спицы.