Многие зададутся вопросом: что такое циклокросс и для какой дисциплины он предназначен? С виду похожий на шоссейный велосипед, он вобрал в себя лёгкость дорожного велосипеда и проходимость маунтинбайка. Циклокросс является универсальным велосипедом, который одновременно позволяет ехать как по асфальту, так и по плотному грунту, комбинируя 2 велосипеда в один.

Дисциплина велокросс, в которой выступают спортсмены на циклокроссовых велосипедах, набирает огромную популярность в последнее время. Чаще всего велокроссовые гонки проводятся на небольшом закольцованном круге длиной 2-3 километра с подъемами, спусками, искусственными препятствиями в виде лестниц и барьеров, где от спортсмена требуется не только ехать, но и бежать.

В чём отличие?

Циклокроссовый велосипед

На первый взгляд циклокросс очень похож на шоссейный велосипед, однако, при ближайшем рассмотрении можно заметить, что в нём присутствует достаточное количество отличий, такие как измененная геометрия рамы, форма и размер покрышек, тормоза, система привода.

В основу рамы циклокроссового велосипеда легла рама классического дорожного велосипеда с некоторыми изменениями:

  • Увеличена ширина перьев в заднем треугольнике и в вилке. Сделано это для того, чтобы была возможность поставить на колеса широкие покрышки с протектором. В дорожном велосипеде для увеличения аэродинамики ширина между перьями и ногами вилки максимально уменьшена.
  • Геометрия рамы. Чаще всего углы рамы циклокросса спроектированы таким образом, что посадка на велосипеде не настолько агрессивная, как на шоссейнике. Она больше приближена к маунтинбайку, с одной стороны комбинируя возможность длительных поездок в расслабленном положении и отработку неровностей на дороге с другой.
  • Материал рамы. Все топовые шоссейные велосипеды сейчас делаются из карбона, который позволяет максимально облегчить велосипед, а сам материал отлично поглощает вибрации. Производители циклокроссов тоже пошли по этому пути, предлагая на выбор велосипеды с рамой из карбона. Тем не менее, велосипеды с алюминиевой и стальной рамой не менее популярны среди любителей. Алюминиевый велосипед дешевле, надежнее и долговечнее.

Проводка

Переноска велосипеда

На большинстве шоссейных велосипедов проводка кабелей выполнена либо под верхней трубой рамы, либо на велосипеде используется внутренняя проводка. На циклокроссовом велосипеде применяется немного иная система – довольно часто тросики и рубашки находятся над верхней трубой рамы, либо проведены внутри рамы без рубашек. Сделано это для того, чтобы уменьшить количество залетающей грязи и воды, тем самым повышая надежность и точность работы переключения. Кроме того, такая «фишка» удобна в велокроссе, когда приходится нести велосипед на плече.

Трансмиссия

Одинарная трансмиссия

Трансмиссии циклокроссовых велосипедов похожи на шоссейные – у них тоже 10 или 11 звезд сзади и 2 звезды спереди. Однако, количество зубьев у передних звезд меньше. Это делается для более удобной езды по пересеченной местности, где не требуется большая скорость и, соответственно, большая звезда. Чаще всего спереди устанавливается двойник на 46/36 зубьев у ведущих звезд.

В последние годы в циклокросс пришла мода из маунтинбайка, а точнее – одинарные системы. «Одинарка» позволяет избавиться от переднего переключателя и одной из звёзд, сделав переключение более четким и универсальным. Одновременно с этим уменьшается вес велосипеда, а также риск механических повреждений, будь то заедание при переключении в грязь или закусывание цепи между звездами и пером.

Тормоза

Тормоза

В циклокроссовых велосипедах тормозам приходится выдерживать серьезные нагрузки и сложные условия – грязь, песок, воду, траву при велокроссе, а также необходима четкая работа при использовании на асфальте в режиме туринга. Традиционно на циклокроссы устанавливаются ободные тормоза V-brake, главный изъян которых – забивание грязью и падение эффективности при торможении в сырую погоду.

На выручку пришли дисковые тормоза с приводом от тросика, а позже – гидравлические. Благодаря конструкции такого тормоза, грязь больше не мешает торможению, как это было раньше с сырыми и грязными ободами и колодками. Эффективность торможения резко повысилась, а вынесенные от обода конструкции тормоза больше не способствуют накоплению грязи между ногами вилки и колесом.

Колеса

колеса циклокросса

Покрышки на циклокроссе выше и шире, чем на шоссейном велосипеде, также на них имеется протектор разной глубины и рисунка. Это сделано для лучшего зацепа на грунте, защиты от проколов и дополнительной амортизации. Покрышки монтируются как с камерами, так и бескамерно. Бескамерный монтаж позволяет ездить на низком давлении, тогда как езда на камере с низким давлением повышает риск пробоя.

Колеса на циклокроссе больше похожи на колеса от маунтинбайка, чем от шоссейного велосипеда – у них шире обод, большее количество спиц, что придает им дополнительную жесткость и долговечность.

   

Можно сделать вывод, что циклокроссовый велосипед хорош прежде всего своей универсальностью. Удобная посадка, крепкая рама, мощные тормоза, проходимая резина – такой велосипед можно использовать не только как спортивный снаряд для тренировок и соревнований, но также и для поездок по городу, в межсезонье и зимой, отправляться на нём в поездку по межгороду или даже в путешествие.

Выбирая такой велосипед, обращайте внимание на модели с дополнительными креплениями под багажники, защитные крылья и дорожные сумки. Сделав правильный выбор, вы будете наслаждаться таким велосипедом круглый год!