Велосипедный группсет – это набор комплектующих, который позволяет ехать на велосипеде и останавливаться. Иными словами, это привод, переключение и тормоза. Несмотря на то, что на рынке присутствуют готовые группсеты как минимум от трёх крупных производителей, они имеют ряд исключительных особенностей, характерных для каждой марки.

На первый взгляд одинаковый набор комплектующих – шатунная система и каретка, цепь, переключатели, манетки, тормоза – отличается по цвету, дизайну и применяемым в их строении материалам. Подробнее о комплектующих – в нашей статье.

Шатуны с ведущими звёздами (система)

Шатуны и передние звёзды – самая массивная часть группсета как по набору комплектующих, так и по размерам. Все они разделяются на три большие группы по количеству ведущих звёзд: тройники (чаще всего используются на недорогих велосипедах), двойники (самые популярные в шоссейном велоспорте) и одинарки (набирающие популярность в маунтинбайке, но также и в циклокроссе и теперь уже в шоссе).

Двойники

  • Стандартная двойная система чаще всего используется профессиональными гонщиками и любителями, состоит из двух звёзд с 53 и 39 зубьями. Большая звезда используется на прямых прогонах, маленькая – для подъемов и горных участков.
  • Полу-компактные системы с набором звезд 52 и 36 также именуются «pro-compact». Чаще всего используются на гонках любителями, даёт дополнительную лёгкую передачу для подъемов, при этом звезда на 52 звезды даёт возможность развивать высокую крейсерскую скорость.
  • Компактные системы обычно идут со звёздами из 50 и 34 зубьев. Набрали свою популярность прежде всего за счет низкого веса и лёгких передач.
  • Супер-компактные системы имеют более скромный запас передач и используются прежде всего туристами, которые предпочитают небольшой диапазон передач и плавное переключение. Обычно компонуются звёздами с 48 и 32 звёздами.

Тройники

Система с тремя ведущими звёздами встречается на старых классических велосипедах, либо на недорогих моделях современных велосипедов. Больше звёзд – больше передач, но также добавляется лишний вес. На такую систему обычно ставят большую звезду с 50 зубьями, среднюю с 39 и маленькую с 30 зубьями. Системы с таким диапазоном передач пользуются популярностью среди начинающих велосипедистов и велотуристов.

Одинарки

Система с одной ведущей звездой набирает огромную популярность последние пару лет, особенно –в дисциплине маунтинбайк. Чтобы компенсировать диапазон передач из-за небольшого количества зубьев на ведущей звезде, сзади обычно размещается кассета с большим диапазоном звёзд.

Комборучки (пистолеты)

Несмотря на внешнее сходство, все три крупных бренда – Shimano, Sram и Campagnolo – используют свою систему переключения. Практически все переключатели выпускаются в форме комборучек, у которых лепестки переключения интегрированы в ручки тормозов. При общей схожести концепции всё равно находятся различия в конструкции – так, к примеру, у Shimano оба лепестка переключения располагаются в ручке тормоза, тогда как у Campagnolo рычаг переключения скорости вниз вынесет на корпус комборучки.

Ручки

Shimano

Рычаги переключения передач от Shimano (Shimano Total Integration) интегрированы в ручку тормоза. Сам лепесток отвечает за понижение передачи, а расположенный сразу за ним меньшего размера – за повышение. Правая ручка отвечает за задний переключатель, левая – за передний.

Если вы вжимаете правую тормозную ручку вовнутрь, то цепь на кассете идёт вверх и понижает передачу. Если наоборот – нажимаете на второй лепесток вовнутрь – цепь идет вниз и повышает передачу. Аналогично всё работает и на левой ручке.

У данного производителя также существует электронная трансмиссия – DI2. В её основе лежит та же система, только вместо привода из тросиков используются кнопки той же формы. Трансмиссия позволяет делать тонкую настройку хода переключателя и скорости его работы. Более того, доступна также функция «синхронизированного переключения», когда переключается одновременно и сзади, и спереди.

SRAM

Ручки от SRAM (Double Tap) похожи по строению с Shimano, однако сама ручка тормоза в переключении не участвует. Когда на правой ручке вы нажимаете на лепесток переключения вправо до щелчка, цепь идёт вниз с большой звезды на маленькую. Когда вы нажимаете на лепесток дальше и слышите 2 или 3 щелчка – цепь идет по кассете вверх на 1 или 2 звезды. К такой системе стоит привыкнуть, когда переключение скоростей осуществляется всего 1 лепестком.

У SRAM также есть система с электронным переключением – eTap, но она работает несколько по-другому. Чтобы повысить передачу, необходимо нажать 1 раз на лепесток на правой ручке (цепь идет вниз), чтобы понизить передачу, необходимо нажать 1 раз на лепесток на левой ручке (цепь идет вверх), при этом долгое нажатие на лепесток переключает сразу на несколько скоростей вверх или вниз. Чтобы переключить передачу спереди, необходимо нажать одновременно на оба лепестка на двух ручках.

Campagnolo

Ручки от Campagnolo (Campagnolo Ergopower) также имеют много общего с предшественниками, однако они оснащены дополнительным переключателем вверху ручки под большой палец. Чтобы переключить передачу вниз, нужно нажать на лепесток внутрь (цепь идет, вверх), при этом тормозная ручка не участвует в переключении. Чтобы переключить передачу вверх (цепь пойдет вниз), надо нажать на специальную кнопку вверху ручки большим пальцем.

Электронная трансмиссия – известная как EPS – работает точно так же, как и механическая версия, плюсом к ней идёт специальное приложение на телефон, с помощью которого можно диагностировать любую поломку или проблему при переключении.

Переключатели

Sram и Shimano

На плечах этих механизмов лежит одна из важнейших функций – переключение передач и направление цепи на нужные звёзды. Передний переключатель направляет цепь на переднем блоке звёзд, задний переключатель делает то же самое на кассете. Несмотря на внешние различия в конструкции и дизайне, особых отличий по работе у переключателей нет. Особенности конструкции обычно ограничиваются длиной лапки заднего переключателя и способами подводки тросиков к переднему и заднему переключателям.

Кассеты (задний блок звёзд)

Кассета – это набор из звёзд с разным количеством зубьев, которые расположены на втулке заднего колеса. Это позволяет при передвижении на велосипеде подбирать оптимальную скорость и уровень прикладываемых усилий. Если у вас сзади кассета с 9 звёздами, то это называется 9-скоростной кассетой, если сзади 10 звёзд – 10-скоростная и так далее.

Велосипедная кассета

При этом следует принимать во внимание тот факт, что «скоростью» здесь является количество звёзд сзади, а не максимально возможное количество скоростей, если использовать все возможные варианты комбинирования скоростей. К примеру, 10-скоростная кассета и блок из двух передних звёзд считается 10-скоростной системой, а не 20-скоростной.

Чем больше в кассете звёзд, тем больший диапазон передач вы получаете и тем мягче происходит переключение. Небольшие переходы между звёздами позволяют сохранять каденс при переключении: не будет такого, что вы крутили на каденсе 100, потом переключились на скорость выше и ваш каденс упал до 85. Самый популярный диапазон звёзд на шоссейной кассете – 11-28, однако у всех производителей есть огромное количество вариаций как для штурма крутых подъемов с запасом больших звёздочек, так и для высокой крейсерской скорости на равнине с большими передними звёздами, которые в велосипедной среде также именуются «сковородками».

Цепи

Любая велосипедная цепь – это компонент системы, который требует бережной заботы и ухода: чистки, смазки, своевременной замены, правильного переключения передач. Обычно цепи подбираются по маркировке группсета и количеству скоростей, однако бывает и такое, когда с группсетом используются дешевые цепи, которые ходят не так долго и часто меняются.

Цепь

Обычно у более дорогих цепей идёт более мягкое, износостойкое покрытие, которое также лучше сопротивляется коррозии. Также у цепей высокого класса имеются отличия в конструкции звеньев и пинов. Стоит обращать пристальное внимание на тот факт, что цепь – это расходник, который требует своевременной замены! Растянутая и не замененная вовремя цепь начинает изнашивать кассету и передние звезды, тем самым сокращая их ресурс в разы.

Каретка

Каретка

Данный механизм устанавливается в раму велосипеда и, имея в своей конструкции подшипники, позволяет плавно вращать шатуны при езде. Каретки идут разных видов и размеров, но чаще всего они делятся на две большие группы: пресс-фит и нарезные. Чашки каретки пресс-фит впрессовываются в раму специальным инструментом и не подлежат замене, нарезные же каретки вкручиваются в заранее запрессованные чашки и легко меняются.

 

Какой группсет выбрать - Shimano, Sram или campagnolo - решать исключительно вам, и мы надеемся, что информация в статье поможет вам сделать правильный выбор!