Ни для кого не секрет, что гонки кросс-кантри ужесточаются с каждым годом. На них становится все больше камней, корневых секций, больших трамплинов и дропов. Некоторые участки кросс-кантрийных трасс уже вполне можно использовать и в качестве спецучастков для гонок эндуро. С каждым годом пролеты дальше, камни больше, а гонки зрелищнее. Разумеется, это сказывается и на велосипедах, которые становятся все более и более приспособленными для жесткого спуска вниз по сложной трассе, но при этом остаются максимально легкими на подъем. 
В этой статье разберем несколько тенденций в их развитии и чем отличаются современные велосипеды от велосипедов пятилетней давности.

Основные параметры 

Сейчас основной тип гоночного ХСО велосипеда - двухподвесный велосипед на двадцать девятых колесах.
Этот диаметр колес прочно вошел в кросс-кантри и уступать нишу уже не собирается. 
Без подвески современные кантрийные трассы ехать пожалуй очень сложно. Велосипед будет разбрасывать на камнях и корнях, гонщик будет получать удары на приземлениях трамплинов и дропов. Двухподвес поможет уменьшить все эти негативные воздействия и сохранить силы на полтора часа гонки. Огромный недостаток двухподвеса заключается в том, что он раскачивается при педалировании и забирает на это драгоценные ваты мощности выдаваемые гонщиком. Поэтому основной задачей производителей велосипедов стала оптимизация раскачки подвески при кручении педалей. Используются амортизаторы с полной блокировкой, часто вынесенной на руль. Верхом технологичности являются такие системы как, например, Brain. Это подвеска, которая сама решает когда ей работать, а когда нет, и гонщику не нужно постоянно отвлекаться на щелканье манетками.

Угол рулевой

Угол рулевой

Если раньше нормальным считался угол рулевой 71-72 градуса, то сейчас этого явно неостаточно для стабильного и комфортного прохождения препятствий. Колесо утыкается в корни или камни, а центр тяжести гонщика вынесен вперед, что создает для него большую опасность полета через руль.
На новых велосипедах используются гораздо более агрессивные углы - 69, а иногда и 68 градусов. Это может усложнить карабканье в торчки и немного сказаться на педалировании, но дает огромное количество дополнительного контроля и стабильности на синглтреках.

База

https://static-eu.insales.ru/files/1/4927/6443839/original/genius900_close-up-image_2015_bike_scott_sports-1.jpg

Увеличение угла рулевой и общие тенденции привели к увеличению колесной базы. Велосипед становится гораздо более стабильным, но немного менее вертким и на нем сложнее заезжать в торчки, особенно с поворотами. Но, в условиях современных скоростных и жестких кк-трасс стабильность прохождения каменных и корневых секций на высокой скорости приобретает все большее значение.

Оси

Сейчас вы не встретите велосипеда на эксцентриках. Ось, конечно, больше весит, это важно для сверхлегкого кантрийного велосипеда. Однако, оси очень сильно увеличивают жесткость.  Это имеет важное значение при мощных загрузках велосипеда, например, в повороты с контруклонами. Используя эксцентрики, вы можете заметить, что при мощных вжатиях в повороты или подковы у вас может просто напросто вылететь колесо из дропаутов. Приятного в этом, особенно в условиях гонки, немного.

Дроппер

Это подседельный штырь регулируемой длины. Как правило, с манеткой на руле. Его недостаток это намного больший вес, по сравнению с обычным. Однако, в современных условиях все больше и больше гонщиков готовы пожертвовать сотней грамм ради возможности опускать седло на жестких спусках или прыжках. 

Система

Все перешли на систему с одной narrow wide звездой и кассетой с большим диапазоном сзади. У этого решения есть несколько преимуществ. 
Во-первых, NW-звезда гораздо лучше держит цепь на тряске. Во-вторых, гонщику не нужно отвлекаться и тратить время на переключение еще и спереди. И, в-третьих, благодаря отсутсвтивю нескольких звезд, переключателя и манетки достигается уменьшение веса велосипеда.
Количество зубов на передней звезде подбирается под каждую конкретную трассу.

Резюме

В общем, наблюдается тенденция к увеличению агрессивности кросс-кантрийного велосипеда и его большей приспособленности к спуску. Это требует изменений в геометрии, увеличения толщины и веса компонентов, использования более толстых ободов, мощных тормозов и дропперов. Однако, при этом сохраняется задача сохранить крутильный потенциал велосипеда, что стимулирует развитие технологий в велоспорте.