Качественный шлем – едва ли не самая важная защита, которую обязательно стоит купить. От его качества и технического состояния буквально зависит ваша жизнь, потому обязательно нужно периодически его проверять на предмет повреждений. Мы собрали самые популярные вопросы по поводу шлема и постарались развернуто на них ответить.

Есть ли у шлема срок годности?

И да, и нет. Если шлем просто лежит, то срока годности у него нет. Ну, в разумных пределах, пока что-нибудь не начнёт рассыпаться в труху лет через 100. Всё зависит от того, как вы следите за шлемом и как вы за ним ухаживаете. Воздействие ультрафиолета пагубно влияет на пластмассы и композитный клей, из которого сделан внешний защитный слой шлема. Внутренняя EPS-пена не протухнет через 2 года, но может быть повреждена растворителями и прочей едкой химией, вроде дегризеров, которые могут случайно попасть на шлем.

Классически шлем от Bell JT Racing ALS-1 HELMET Vintage Old School

Ребята из Giro и Bell обычно рекомендуют менять шлем каждые 3 года, апеллируя к тому, что та же EPS пена может подвергаться незначительной деформации при банальном падении шлема с руля на землю, при надевании и снятии шлема. Чем больше вы пользуетесь шлемом, тем больше эти деформации накапливаются, и пена теряет свой объем, что снижает её способность поглощать удары при падении. Конечно, 3 года — это абстрактная цифра и шлем может прослужить вам и 10 лет, но это рекомендации от самого производителя. С нашей точки зрения 3 года для шлема всё же маловато, за 3 года линейки обновляются только визуально. С учётом развития технологий и использования новых материалов в производстве мы рекомендуем менять шлем каждые 5 лет. Некоммерческая программа Helmets.org, которая занимается независимыми тестами, тоже придерживается этой позиции.

В 2015 году MEA Forensic провела исследование, в котором было обнаружено, что пена уже использовавшихся шлемов, сохраняла свои свойства на протяжении многих лет.  Было собрано более 1500 уже использовавшихся шлемов, из которых отобрали для краш-тестов 675. На шлемах не должно было быть видимых повреждений и должна была присутствовать дата производства.

Тестирование шлема по стандарту CPSC

Шлемы тестировались по стандарту CPSC. На специальной установке шлемы «роняли» с высоты двух метров. Из 675 шлемов тест прошли 671. Некоторые из проверенных шлемов были выпущены более 25 лет назад. Существенного изменения эффективности пены обнаружено не было.

А вот Snell Motorcycle Foundation, которые тоже проводят независимую экспертизу и сертификацию безопасности спортивных защитных шлемов, отмечают, что на износ влияет всё, начиная от геля для укладки волос и заканчивая ультрафиолетом. Первое всё же сомнительно, вряд ли у вас такой злой гель для укладки, а вот про ультрафиолет стоит поговорить подробнее.

Не секрет, что на пластик пагубно влияет солнечный свет, а шлем проводит очень много времени на солнце. Но производители предусмотрительно наносят ультрафиолетовые ингибиторы, чтобы контролировать ультрафиолетовую деградацию. Если ваш шлем начал выцветать, это хороший повод его заменить.  

Сломанный шлем

Многие ушлые продавцы говорят, что за 3 года пена в шлеме высыхает, другие говорят, что пена теряет газ, третьи утверждают, что с возрастом шлемы теряют всё больше и больше процентов своей эффективности. В Snell испытали шлемы, хранящиеся на складе более 20 лет, и они по-прежнему соответствовали оригинальному стандарту. Так что это всё уловки, чтобы продать вам новый шлем до того, как он вам реально понадобится.

Даже если на шлеме нет повреждений после небольшого падения нужно ли его менять?

Падение на МТВ

Допустим вы совершили небольшое падение и слегка приложились шлемом о землю. Шлем не сломан, всего пару царапин, можно ним пользоваться дальше? Ребята из Giro и Bell говорят, что лучше не стоит. Конечно, им будет только лучше, если после каждого небольшого падения вы будете приходить к ним за свеженьким шлемом, но в их доводах есть логика. Повреждения внутренней пены не всегда видно, а если они есть – это уменьшает способность шлема поглощать энергию. При этом пострадать может не только пена, а и крепления. Всё это дополнительный риск при следующем падении.

Сломанное крепление шлема

Рекомендации Helmets.org совпадают с мнением производителей шлемов. Они резонно замечают, что если шлем выполнил свою работу, то большинство людей скажут, что они даже не почувствовали удара головой. Это значит, что шлем сработал правильно и защитил голову от повреждений. Да и в странах с развитым сервисом производители вроде Giro, Bell и Bontrager предлагают льготы и скидки при замене старого шлема на новый.

Итог

Многие с радостью тратят сотни долларов на новую вилку, карбоновые колёса, карбоновый руль, которые экономят несколько граммов от общего веса. Но новый шлем может спасти вам жизнь, а новые модели – легче, безопаснее, продуманнее, что только пойдёт вам на пользу!

  • Вы разбили шлем? Замените немедленно!
  • Уронили так, что пошли трещины в пене или по скорлупе? Заменить!
  • Он родом из 1970 и достался от деда? Поставьте на полку к прочим семейным реликвиям и замените!
  • Внешняя скорлупа сделана из пены, а не специального пластика/карбона/кевлара? Это макет шлема, сменить!
  • Шлем неизвестной фирмы и внутри нет стикера сертификата безопасности CPSC, ASTM, DOT или Snell? Сменить!
  • Не получается нормально надеть и отрегулировать шлем? Или он болтается на голове? Сменить!