Передвигаться на самом простом велосипеде можно в абсолютно любой обуви – будь то тапочки, кроссовки или концертные ботинки! Но любой, кто ездит часто и много, в конечном счете приходит к выбору своей первой велосипедной обуви, созданной специально для велосипеда.

Главная особенность велосипедной обуви – специально спроектированная жесткая подошва, предназначенная для максимально эффективной передачи энергии при педалировании. Велотуфли обычно идут в паре с подходящими педалями, чтобы надёжно держать ногу встёгнутой. Такая комбинация позволяет повысить управление велосипедом и снизить потерю энергии при педалировании, ровно как и увеличить эффективность последнего.

Типы велосипедной обуви
Типы шипов
Система фиксации
Размерная сетка велосипедной обуви
Уход за велосипедной обувью

 

Типы велосипедной обуви

  1. Шоссейные велотуфли сконструированы максимально лёгкими и с хорошей вентиляцией ног. В их основе лежит жесткая подошва, служащая для максимальной передачи энергии от ног на педали. Также шоссейные велотуфли не предназначены для долгой ходьбы – их подошва максимально главная и не гнется. В топовых версиях туфель подошва выполнена из карбона для придания максимальной жесткости.

    Отдельное ответвление шоссейных туфель – триатлонные велотуфли. Их главное отличие – это наличие специальных широких застежек, которые позволяют максимально быстро обуться на ходу на выходе из транзитки и застегнуть обувь без потери времени. Еще одной особенностью такой обуви является распространенный формат 3-болтового шипа, который имеет специфичную форму и не встраивается в подошву, а крепится к ней.

  2. МТБ велотуфли ненамного мягче шоссейных аналогов и имеют в своей конструкции резиновые вставки, которые позволяют обуви сгибаться, чтобы было удобнее передвигаться по скользкой или неровной поверхности трейлов. Для удобства ходьбы шипы встроены в подошву и скрываются за протектором, что позволяет велосипедисту ходить пешком. Благодаря такой конструкции МТБ велотуфли являются наиболее популярным вариантом у начинающих велосипедистов и велотуристов.

    Поднимаясь в модельной линейке, можно увидеть варианты обуви с более жесткой подошвой, облегченные модели с дополнительной защитой сустава, влагозащитными вставками и элементами крепежа. Контактные велотуфли для МТБ обычно идут в комплекте с двухболтовыми шипами.
  3. Универсальная или треккинговая обувь совмещает в себе удобство и комфорт повседневной обуви и шипы для контактных педалей. Идеально подходит для велопоходов и городской езды, но из-за резиновой мягкой подошвы она не очень подходит для соревнований и агрессивной езды.

 

Типы шипов

Большинство велосипедной обуви предназначено для использования с контактными педалями, поэтому в их подошве проделаны специальные отверстия. Шипы вщёлкиваются в педаль, чтобы надежно соединить педаль и ботинок. Важный момент: шипы идут в комплекте с педалями, а не с обувью, к тому же у каждого типа обуви свой специальный шип, который не взаимозаменяем. Обычно производители велообуви указывают всю необходимую информацию на коробке или на сайте, где её можно приобрести.

На рынке существуют модели, которые поддерживают 2 вида шипов, но обычно велосипедная обувь предназначена только для одного формата шипов. ВАЖНО: 3-болтовое соединение шипа нельзя переделать под 2-болтовое и наоборот.

  • 2-болтовая система называется SPD (Shimano Pedaling Dynamics). Её особенностью является то, что такой шип встроен во многие типы обуви (маунтинбайк, городской велосипед) таким образом, что он не мешает при ходьбе и не создает много шума.
  • 3-болтовая система именуется LOOK (пионеры в области контактных педалей). Такая система чаще всего используется в шоссе, так как широкий пластиковый шип равномерно распределяет силу на педаль при давлении и минимизирует риски повреждений или выстегиваний при сильном педалировании.      

 

Система фиксации

Шнурки или резинки. Самый комфортный и привычный вариант для обуви. Обратите внимание, что при езде в грязь и дождь они могут намокать и пачкаться. Также имейте в виду, чтобы концы шнурков были короткие или могли быть убраны, иначе они могут попасть между цепью и звездочками.

Липучки. Быстрое и простое застёгивание, хорошо подходящее для грязной и сырой погоды. Липучки не так сильно тянутся, как шнурки, и сохраняют надежную фиксацию. Обычно на ботинке находится от 2 до 3 липучек – чем их больше, тем фиксация ноги лучше.

Застежки. Более дорогой вариант, но он гарантирует наибольшую степень фиксации ноги в ботинке и максимальную безопасность.

 

Размерная сетка велосипедной обуви

Первое правило – выбирайте ту обувь, которая вам наиболее комфортна. Из-за того, что у велосипедной обуви жесткая подошва, маловероятно, что она со временем «разносится» и станет мягче. У пальцев должно быть свободное пространство, они не должны упираться в носок. Стопа должна себя чувствовать комфортно, пятка не должна двигаться вверх и вниз.

Второе правило – при ходьбе возможно небольшое проскальзывание в виду того, что эта обувь предназначена для поддержки ноги в стабильном положении при педалировании. Если при езде вы чувствуете проскальзывание, выберите другую модель или рассмотрите размер поменьше.

Третье, самое важное правило – разная размерная сетка для разных стран и от разных производителей. Туфли одной марки могут не совпадать по размеру с аналогичными от другого производителя. Важная деталь – велосипедная обувь обычно маломерит, так что желательно примерить её перед покупкой. Оптимальный вариант для выбора обуви при заказе через интернет – ориентироваться на длину стельки.

 

Уход за велосипедной обувью

Велосипедная обувь не особо отличается в уходе от обычной обуви. Пыль или небольшую грязь необходимо протирать тряпкой. Если же обувь сильно испачкана, используйте теплую воду и немного порошка. После мойки обувь необходимо тщательно просушить – достаньте стельки и высушите их отдельно.

Лайфхак – для быстрой сушки поместите скомканную газету в обувь, бумага быстрее впитает влагу и обувь высохнет быстрее. Также для быстрой сушки можно использовать специальные нагревательные приборы для сушки обуви.    

Отдельно стоит заострить внимание на шипах. Профессиональные гонщики изнашивают шипы за год, обычным катальцам шипов хватает порой и на 5 лет. Если шип треснул или поврежден – лучше всего его заменить, т.к. напрямую влияет на эффективность педалирования и безопасность.