Покупка билета

Упаковка

На вокзале

Посадка в вагон

Если вы занимаетесь велоспортом, туризмом, или просто хотите посмотреть новые места, но расставаться с велосипедом не готовы, то, рано или поздно, вам придется столкнуться с проблемой транспортировки вашего велосипеда. Далеко не всегда поездка на автомобиле является наилучшим решением. Если цель поездки находится в нескольких тысячах километров пути, поездка на машине становится весьма утомительным занятием. Гораздо проще сесть в поезд и спокойно, коротая время чтением книг, доехать куда надо. Есть еще вариант с самолетом, но он не всегда удобен из-за цены и длительной дороги в аэропорт. Поезд, так сказать, более народный.
Однако, путешествуя на поезде вы, разумеется, столкнетесь с такой проблемой, как упаковка и провоз велосипеда в этом самом поезде. Это мероприятие достойное отдельной статьи.

 

Покупка билета

Первая фаза великого путешествия, это покупка билета. Она не такая уж и простая, как может показаться. Дело в том, что помимо основного посадочного билета, собственно, на поезд, вам нужно еще купить дополнительный купон на велосипед. Стоит он немного, но купить его можно только в полнолуние в четверг на перекрестке трех дорог, при этом надо сжечь пятьдесят трав, собранных в разных концах света. На самом деле все, конечно, не так драматично, но билет надо покупать в кассе, причем в кассе отправления. Немного усложняет жизнь. Впрочем, сейчас над этим вроде бы работают и, возможно, ситуация изменится в лучшую сторону.

 

Упаковка велосипеда

Чехол для велосипеда

Основное правило - чтоб велосипед занимал поменьше места, не мешал жить другим пассажирам и не пачкал их. Для этого вы можете воспользоваться специальными чехлами, продающимися в веломагазинах. Они могут быть дешевыми, мягкими, по сути просто обычной большой сумкой, а могут быть натуральным инженерным чудом, типа чехла Evoc, но и стоить будут соответственно. Самый простой вариант - изготовить самому. Понадобится просто сшить два больших куска ткани вместе, но удобство, конечно, не гарантируется. У такой поделки есть преимущество - она малогабаритная и до вокзала вы можете спокойно приехать прямо на велосипеде.
Еще более бюджетный вариант - просто замотать разобранный велосипед пленкой
Велосипед надо упаковывать не так надежно и трепетно, как при посадке в самолет, потому что вы не выпустите его из своих рук за все время путешествия. Злые грузчики не будут кидать его в рамках соревнования кто дальше закинет мешок. Однако, для удобства стоит связать или иным образом закрепить все части велосипеда, чтоб он стал монолитной конструкцией в разобранном виде. Рюкзаки типа Evoc устроены так, что велосипед в них будет жестко зафиксирован и вам не придется дополнительно об этом задумываться.

 

Путешествие на вокзал

Первая проблема настигнет вас уже на входе в вокзал, а именно - рентген. Нет, не в том смысле, что рентген поражает велосипед радиацией, а в том, что иногда велосипед в чехле туда просто не влазит. На больших вокзалах есть специальная камера для габаритных грузов, однако, такое встречается не везде и не всегда. Проблема, конечно, решается, к вам приходит сотрудник полиции или охраны РЖД и проверяет вашу сумку вручную. Это недолго, но все-таки занимает больше времени, чем проход через рамку. Учитывайте это при выходе из дома. 
Вторая проблема - дотащить сумку до платформы, не все вокзалы оборудованы лифтами и эскалаторами. Тут совет может быть только один - дорогу осилит идущий.

 

Посадка на поезд

Собственно, вам осталось залезть в вагон. У проводника все вопросы о вашей огромной сумке отпадут сразу, как только вы предъявите ему ваш багажный билет. Теперь остается только затащить сумку в вагон, возможно, вам придется просить помощи коллег по путешествию.
А дальше все зависит от типа вагона. В плацкарте велосипед очень легко и непринужденно забрасывается на третью полку и едет так всю дорогу. Основная сложность - объяснить бабушке внизу, что ночью он на нее точно не упадет.
А вот с купейным вагоном сложнее. В некоторые купе велосипед банально не помещается. Вообще никак. Придется вам договариваться с проводником, или, если вы рисковый, просто оставить велосипед в тамбуре. Есть еще вариант все же оформить багажное место и отнести сумку в багажный вагон, однако это довольно дорого и вся предыдущая возня потеряет смысл.
Впрочем, это все вопросы решаемые. А право провоза велосипеда в качестве ручной клади у вас имеется.

Резюме

Прочитав эту статью, у вас может возникнуть желание никогда даже не пытаться ехать на поезде с велосипедом. Однако, все эти манипуляции и страдания займут максимум час, а комфортное путешествие из Краснодара в Петрозаводск будет длиться больше суток. Самый существенный минус путешествия на поезде заключается в том, что вы едете не от пункта отправления в пункт назначения, а от вокзала до вокзала, и оставшуюся часть пути вам все еще нужно будет преодолеть.
Ну а если путешествия на автомобиле доставляют вам удовольствие или вы везде летаете на самолете, то эта статья не для вас.