В последнее время производители велосипедов стремятся сделать свою продукцию идеальной с точки зрения дизайна, производительности и комфорта. Несмотря на то, сколько вы тратите на велосипед, всегда существует единственная вещь, которая будет вас раздражать в велосипеде (неважно за какую цену). Эта вещь – шум. В этой статье читайте про 10 способов сделать ваш велосипед тише.

Удары цепи

Защита цепи

Один из главных источников шума, как несложно догадаться, это велосипедная цепь. Прыжки на велосипеде, проезд трясучки или попадание в яму – цепь всегда норовит стукнуться о перо и противно брякнуть. На некоторых велосипедах устанавливаются специальные успокоители цепи, которые помогают держать цепь в натяжении, но их главная цель – это сохранить цепь на звезде, а не уменьшить шум. Существуют также задние переключатели с режимом сильной натяжки цепи лапкой переключателя, однако, самый простой способ избавиться от шума или радикально его снизить – надеть на перо специальную тканевую защиту на липучке, намотать старую велосипедную камеру или резиновый шланг. Некоторые модели велосипедов экипируются специальной пластиковой защитой, которая монтируется на перо болтами и повторяет дизайн и цвет велосипеда.

Куда более раздражающий звук – биение цепи по переднему переключателю. Универсального лекарства от этого металлического лязга не существует, но в последнее время всё большую популярность набирают системы с 1 ведущей звездой спереди. Передний переключатель в таком случае не нужен и велосипед становится заметно тише.

Стук гидролиний и оплёток

Оплётка тросов и гидролинии

Абсолютно на всех велосипедах есть оплётки тросиков или гидролинии, даже на тех моделях, где установлена электронная трансмиссия. В-среднем, на велосипеде установлено 4 оплётки (2 на тормоза, 2 на манетки), но их может быть и 6, когда к этому набору добавляются блокировки вилки и заднего амортизатора. При езде весь этот пучок оплёток начинает бить друг по другу и издавать неприятный звук.

Чтобы этот звук устранить, достаточно стянуть оплётки кабельными стяжками, изолентой или специальными пластиковыми крепежами для оплёток. Соединять их лучше в малоподвижных местах, чтобы не ограничивать поворот руля и нечаянно не оборвать гидролинию или оплётку троса. Также возможны стуки гидролиний по раме при внешней прокладке. В таком случае рекомендуется заменить пластиковые защёлки на жесткие кабельные стяжки.

Износ компонентов заднего переключателя

Задний переключатель

Как было отмечено выше, один из способов уменьшить биение цепи – это специальное устройство в заднем переключателе, которое во включенном состоянии сильнее натягивает цепь и снижает биение цепи при тряске (у Shimano чаще всего известна как Shadow+). Со временем при естественном износе детали компонентов могут выходить из строя, что влечёт за собой некорректную работу данной системы. В случае необходимости рекомендуется заменить пружину или механизм целиком.

Скрипы в рулевом

Рулевое управление

Частенько при активной езде приходится слышать неприятный скрип из рулевой. Особенно часто это проявляется после поездок в дождь или по грязи, а также при недостаточной затяжке болтов выноса. В таком случае рекомендуется открутить болты выноса и снять руль, всё тщательно прочистить, слегка смазать болты, поставить на место руль и собрать с правильной затяжкой болтов. В 9 случаях из 10 после обслуживания рулевой скрип уходит.

Избегайте трения покрышки о раму

Перекос колеса

Довольно частая проблема, с которой особенно сталкиваются начинающие велосипедисты – неправильный выбор ширины покрышки. Рамы и вилки у велосипедов разные и при покупке комплекта резины стоит уточнять максимальную ширину покрышки, которую можно смонтировать на колесо. Если на велосипед, не рассчитанный на широкий протектор, монтируют колеса с широкой резиной, возможно сокращение зазора между покрышкой и перьями рамы, что приводит к трению и шуму. Если на велосипеде установлены крылья, то покрышка может тереться о них и издавать соответствующий звук. Кроме того, значительно снижается накат велосипеда.

Решить такую проблему просто – достаточно уточнить у производителя своего велосипеда допустимые значения по ширине покрышек и впредь руководствоваться этими рекомендациями. Но бывает и так, что начинает тереть с одной стороны из-за перекоса оси колеса. Это может быть связано с рядом причин – неправильный монтаж колеса в дропауты, недостаточная затяжка эксцентрика, механические повреждения втулки или дропаутов рамы. Точную причину поможет установить механик в мастерской.

Проверка подшипников

Подшипники в раме

В любом месте соприкосновения двигающихся частей рамы обычно установлен подшипники разных типов. Актуально это для велосипедов двухподвесов, когда через подшипники или бушинги собирается задняя подвеска. Эти слабые места конструктивно защищены, но, тем не менее, несвоевременное обслуживание этих узлов может приводить к возникновению посторонних шумов.

Лечится шум подвески её обслуживанием 1-2 раза за сезон. Если у вас есть необходимый инструмент, знания и навыки, вы можете разобрать подвеску, заменить смазку и собрать всё обратно самостоятельно. Стоит помнить, что на некоторые марки велосипедов распространяется гарантия только при условии их обслуживании в специализированных мастерских.

Проверка всех соединений

Проверка всех соединений

Может показаться очевидным, но недостаточно надёжно затянутые соединения, как в случае с рулевой, могут издавать значительные шумы и даже привести к поломке. Такая малозначительная вещь как закрученная, но не затянутая в шатуне педаль может издавать неприятные щелчки на каждый оборот педалей.

Во избежание появления «сверчков», после ремонта, обслуживания или мойки велосипеда проверяйте надёжность затяжки болтовых и резьбовых соединений. Вам в этом может помочь принцип буквы М, когда внешний осмотр велосипеда проходит в порядке, напоминающий букву М. Начните с передней оси, поднимитесь к рулевой, после этого по нижней трубе опуститесь к каретке, а от неё – вверх к седлу по подседельной трубе. Последний шаг – вниз по верхним перьям к задней оси.

Цепь любит смазку

Смазывание цепи

Пожалуй, одно из самых простых решений по снижению шума на велосипеде. Сухая цепь не только издаёт противный шелест и хруст, но и значительно повышает скорость износа всей трансмиссии при езде без смазки. На каждый стиль катания и время года есть свой тип смазки – сухая погода, дождь и влага, зимний период. Контроль наличия смазки цепи – это не только бесшумная работа трансмиссии, но и продление её срока службы.

Шумные тормоза

Шум тормозов

Подозрительные звуки от тормозов – это не только раздражающий скрип или свист, но еще и показатель того, что с ними что-то не так. Шум тормозов может быть вызван разными факторами, к примеру – перекос калипера при установке, погнутый ротор, неправильный выбор колодок.

Самая распространенная причина шума тормозов – неправильная сборка всего механизма. Ротор на колесе должен быть идеально ровным, если у него есть повреждения – их следует выправить специальным инструментом или, в случае сильной деформации, заменить. Далее, колесо с ротором следует установить ровно и без перекоса в вилку или раму. Часто бывает, что втулка не до конца заходит в дропауты и колесо перекашивает. Убедившись, что всё смонтировано правильно, следует отцентровать калипер тормоза таким образом, чтобы ротор находился ровно по середине калипера на одинаковом удалении от обеих колодок.

Лайфхак – для правильного монтажа калипера можно ослабить его болты крепления, зажать тормоз, калипер сам сместится на нужное место, после чего, не отпуская тормоз, необходимо затянуть болты. 

Что же касается колодок, то они бывают двух типов - металлизированные и органические. Первые намного шумнее из-за наличия в их составе металлических элементов, однако, они более надёжные и долговечные, вторые - тише, но они быстрее изнашиваются. 

Скрипы в седле

Скрипящее седло

Периодически смещаясь на седле, можно слышать неприятные скрипящие звуки. Это может быть вызвано как недостаточной затяжкой болтов крепления седла на подседельный штырь, так и попаданием грязи при отсутствии грязезащитных крыльев. Лечение: разборка, тщательная чистка, тщательная сборка и смазка болтов.

 

Как вы можете заметить, уменьшить шумы и избавиться от противных скрипов или щелчков достаточно просто. Тихий велосипед – это зачастую чистый и обслуженный велосипед. При возникновении посторонних шумов не откладывайте проблему в долгий ящик, это может быть свидетельством не только попадания грязи в узел, но и сигналом о его необходимом ремонте.