Приветствуем вас дорогие читатели. В этой статье мы бы хотели рассказать об основных параметрах геометрии горного велосипеда.

Вы сможете прочитать о таких параметрах:

  • Угол подседельной трубы (Seat angle)
  • Высота каретки (Bottom bracket height)
  • Длина чейнстэя (Chainstay length)
  • Колесная база (Wheelbase)
  • Ричь (Reach)
  • Длина верхней трубы (Top tube)
  • Угол рулевой (Head angle)
  • Длина от каретки до рулевой (Front centre)
  • Длина нижней трубы (Down tube)

геометрия горного велосипеда

Угол подседельной трубы (Seat angle)

Это угол подседельной трубы относительно земли. Современные велосипеды предпочитают более крутые углы, которые устанавливают седло непосредственно над кареткой, что делает педалирование более легким и эффективным. Смещение центра тяжести дальше вперед также помогает при подъеме, затрудняя подъем переднего колеса или рысканье.

геометрия велосипеда

Высота каретки (Bottom bracket height или BB)

Расстояние от центра каретки до земли. Низкий BB делает велосипед более устойчивым, понижая центр тяжести и приближая его к пятну контакта шины. Если его занизить слишком сильно, вы начнете доставать педалями до земли. Так насколько же его занизить? У двухподвесов эта величина очень разниться в зависимости от назначения, но у хардтейлов может достигать до 300 мм.

геометрия велосипеда

Длина чейнстэя или длина задних перьев (Chainstay length)

Это горизонтальное измерение между центром заднего колеса и центром ВВ. Короткие задние перья не обязательно являются хорошей вещью, они позволяют райдеру легче поднимать переднее колесо в воздух, но вопреки распространенному мнению, на самом деле не помогают ему лучше поворачивать. Короткие перья могут облегчить возможность делать вилли, и это хорошо и плохо в зависимости от того, что вы делаете.

Это сложный вопрос, но вместе с рулевой трубой, чейнстэй определяет, где вы находитесь на велосипеде (по центру, дальше назад, ближе вперед). Здесь нет ничего правильного или неправильного, но большая длина может помочь велосипеду чувствовать себя более устойчивым при спуске, а также помогает удерживать переднюю часть велосипеда внизу при подъеме. В качестве грубого ориентира, 430мм-450мм - это норма для 29ers, 425мм-435мм для 27.5-дюймовых велосипедов.

геометрия велосипеда

Колесная база (Wheelbase)

Сложите измерения чейнстэя и длину от каретки до рулевой, чтобы получить колесную базу. При прочих равных условиях более длинные велосипеды более стабильны на скорости. Все, что приближается к размеру 1200 мм, - это длинный велосипед. Колесные базы, как правило, удлиняются на современных байках, так как это не приносит недостатков, а только положительные нюансы. Длинные велосипеды все еще могут отлично входить в повороты, иногда даже лучше, чем короткие велосипеды.

геометрия велосипеда

Ричь (Reach)

Это горизонтальное расстояние между вершиной центра рулевой и воображаемой вертикальной линией, проходящей через центр ВВ.

Этот параметр полезен для определения размера, потому что ричь не изменяется при изменении в углах подседельной трубы и не зависит от размера колеса. Это не идеальный параметр. Ричь присутствует в размерных сетках у большинства производителей, так что вы можете сравнить один велосипед с другим.

геометрия велосипеда

Длина верхней трубы (Top tube)

Мы измеряем «эффективную» длину верхней трубы, которая проходит от центра верхней части рулевой к центру подседельного штыря и измеряется по горизонтали. Это более информативный параметр, чем фактическое расстояние вдоль верхней трубы. В любом случае, измерения верхней трубы довольно ненадежны для выбора велосипеда, потому что углы подседельной трубы варьируются от велосипеда к велосипеду. Длина нижней трубы или ричь - намного лучшие меры.

геометрия велосипеда

Угол рулевой (Head angle)

Угол между землей и рулевой трубой (и, следовательно, вилкой) важен, поскольку слабые углы, когда вилка выгнута и ближе к параллели земли, замедляют реакцию рулевого управления велосипеда, но облегчают спуск. Более крутые углы могут заставить байк чувствовать себя лучше на ровной местности.

Как правило, можно ожидать, что у дорожных велосипедов будут углы наклона 65-67 °, у велосипедов XC тоже более высокие углы, у эндуро велосипедов около 64. Тем не менее, стоит отметить, что у 29ers, как правило, более крутой угол наклона, чем у 27,5-дюймовых велосипедов.

геометрия велосипеда

Длина от каретки до рулевой (Front centre)

Это расстояние от центра передней оси до середины BB. Два очень разных велосипеда могут прийти к одной и той же длине - короткая рама с пологим углом рулевой может быть идентична более длинной раме с более крутым углом рулевой - но посадка и управление будут очень разными.

геометрия велосипеда

Длина нижней трубы (Down tube)

Измерение длины нижней трубы - эффективный инструмент для определения истинного размера велосипеда и того, подойдет ли он вам. Если вы покупаете новый велосипед, смотрите на длину от  центра BB до нижней части рулевой. Но будьте осторожны, если ваш новый велосипед имеет размер колеса, отличный от текущего, поскольку цифры не будут коррелировать. Этот параметр будет верен только для байков с одинаковым размером колес.

Итак, как вы можете увидеть, параметры современного горного велосипеда, это не только размер колес и навесное оборудование. Это большое количество разных величин, которые могут кардинально влиять не управляемость современного велосипеда.
Настраивая или собирая свой новый велосипед, всегда учитывайте эти параметры.