За окном – весна. На улице тает снег и спустя какое-то время трейлы просохнут и можно будет отправиться в первую поездку нового сезона. Самое время вспомнить о велосипеде, который хранится в гараже или где-то разобранный, покрытый пылью. А чаще всего – не прошедший осеннее техническое обслуживание и брошенный на всю зиму после последней поездки. Самое время вернуть велосипед к жизни к началу сезона!

Мойка

Мойка велосипеда

Первое, с чего нужно начать – помыть велосипед. Неважно, простоял он грязный с осени, ездили вы на нём зимой. Чистый велосипед – это качественное обслуживание и ранняя диагностика неисправностей. Ну и, в конце концов, разве не приятно смотреть на блестящий чистенький велосипед?

Мыть следует тщательно с мягкими щетками и шампунем, а не отколупывать куски засохшей грязи или размазывать тряпкой грязь по раме. После мойки не забудьте высушить и смазать цепь.

Проверка давления в вилке и заднем амортизаторе

Проверка подвески

Наверняка вы уже забыли с осени какое давление у вас в подвеске? Велосипед ведет себя идеально при правильной настройке подвески, в то время как при плохо подобранное давление или жесткость пружин превращает поездку в катастрофу.

Самое время проверить давление в подвеске через сэг или накачать давление, на котором вы обычно ездите. Сэг – это значение срабатывания амортизатора или вилки под весом велосипедиста. Это усредненное значение, под которое рекомендуется настраивать ход подвески велосипеда. Для проверки сэг рекомендуется аккуратно сесть на велосипед без резких движений и раскачки, затем слезть с него и посмотреть на сколько шток вошел в амортизатор или ноги вилки вошли в штаны. Для этого на штоке и ногах размещаются резиновые колечки. Обычно рекомендуется настраивать 20% сэг на вилке и 25% сэг на заднем амортизаторе. Опытные гонщики настраивают подвеску индивидуально.

Проверка давления в шинах

Давление в колесах

Немаловажная вещь, без которой вообще никуда не уедешь – давление в колесах. Начать можно с визуального осмотра – если в покрышке или камере имелись повреждения, то за зиму колесо может полностью спустить. Если с технической частью всё в порядке, то давление может незначительно снизиться по естественным причинам.

Что касается выбора давления, всё очень индивидуально и зависит в первую очередь от индивидуальных параметров и личных предпочтений. Давление подбирается с учетом веса велосипедиста и исходя из условий катания и покрытий. Меньшее давление повышает зацеп, но повышается риск пробития и повреждения обода, при этом снижается накат. Высокое давление позволяет развивать высокую скорость за счет наката, но коэффициент сцепления с поверхностью снижается.

Если колесо полностью спустило за зиму или давление снизилось, необходимо либо заменить или заклеить камеру, либо (в случае установки покрышки бескамерно) прочистить покрышку от старого герметика и залить новый.

Новые тросики и рубашки

Замена тросов

Со временем многие велосипедисты замечают, что переключение передач становится нечетким, а для переключения скорости приходится прикладывать всё больше усилий. В большинстве случаев это говорит о том, что тросики (а иногда – рубашки) нужно заменить. Грязь и вода попадают в рубашку, где вместе с тросиком закисают и ухудшают его работу.

Вместо замены тросиков возможно их обслуживание – их следует достать из всех рубашек, прочистить и смазать густой смазкой. Какое-то время смазка будет защищать от воздействия на тросик грязи и воды, а переключения будут снова четкими и легкими.

Проверка износа цепи

Износ цепи

Проверять цепь на износ рекомендуется не только в начале сезона, но и во время него. Если цепь растянута, вы попросту «убиваете» свою трансмиссию, что чаще всего влечет за собой дорогостоящий ремонт с заменой комплектующих. Чтобы избежать таких больших трат, рекомендуется периодически приезжать в мастерскую и проверять степень износа цепи, либо приобрести себе инструмент для проверки и с определенной регулярностью следить за цепью.

Как только вы заметили, что цепь износилась, её следует тут же заменить. Никаких «пусть еще походит» - вряд ли вам захочется платить в 10 раз больше за ремонт, чем стоит сама цепь.

Обслуживание подвески

Обслуживание подвески

Подвеска многих современных велосипедов – достаточно капризный агрегат, который любит тщательный и своевременный уход. Когда вы последний раз обслуживали вилку или задний амортизатор? Проводили ли вы профилактический ремонт с помощью ремонтного комплекта?

Злейший враг любого амортизатора и вилки – грязь, которая, не смотря на всю защиту в виде сальников и защитных резинок, может проникать внутрь механизмов на подвижные части и выводить их из строя. Не обслужив вовремя подвеску, вы рискуете испортить дорогостоящие компоненты, хотя этого можно было бы избежать своевременной очисткой и заменой масла.

Проверка затяжки болтов

Затяжка болтов

В начале поездки в новом сезоне перво-наперво рекомендуется проверить затяжку всех резьбовых соединений. Начните с переда велосипеда и плавно двигайтесь назад, проверяя тщательную затяжку всех болтов. Следуйте рекомендациям производителя по моменту затяжки, а при необходимости добавьте капельку масла на резьбу, чтобы она не закисала.

Некоторые соединения могут разболтаться в процессе эксплуатации, а про некоторые незатянутые болты с прошлого года можно попросту забыть. Не самый лучший сценарий, когда можно серьезно травмироваться из-за падения, где всему виной всего лишь 1 болтик?

Прокачка тормозов

Прокачка тормозов

Хорошо разогнавшись, нужно так же хорошо остановиться. Вряд ли будет приятно в нужный момент торможения нажать на ручку тормоза, а она прожмется до грипсы. Чтобы этого не произошло, обязательно надо проверить работу тормозов перед выездом.

Несмотря на герметичность тормозной системы, законы физики никто не отменял – небольшое количество воздуха может попасть в гидролинию и ухудшить работу тормозов. К тому же, если вы практиковали зимнее катание, вместе с воздухом в систему может попасть вода, которая пагубно сказывается на работе тормозов и их состоянию. Всё дело в том, что разные тормозные жидкости по-разному контактируют с водой. К примеру, ДОТ может впитывать жидкость, а минеральное масло – нет, что в условиях отрицательных температур может негативно сказаться на герметичности системы. Замерзшая вода расширится и попросту порвет гидролинию в местах крепления к ручке или калиперу, выдавит прокладки или поршни.

К тому же, регулярная прокачка тормозов необходима и для смены тормозной жидкости, которая теряет со временем свои свойства и загрязняется. Если на тормозных колодках присутствует износ, их тоже лучше всего заменить и прокачать тормоза уже вместе с ними.

Новые грипсы

Новые грипсы

Установка новых грипс на руль может сравниться по ощущениям разве что с новой парой носков. Если ваши грипсы порвались или износились – самое время начать сезон с новыми грипсами, которые дадут вам лучший контроль за велосипедом как в сухих, так и во влажных условиях катания. К тому же, грипсы – это элемент велосипедного тюнинга, который позволяет выделиться.

Переход на бескамерку

Набор для бескамерки

Еще вы еще не наслаждаетесь плюсами перехода на бескамерки, то вы много теряете. Меньше проколов и пробоев, меньший вес, больше зацепа – это лишь некоторые преимущества установки покрышки бескамерно. Веломагазины предлагают широкий выбор наборов для установки бескамерки, которые обычно включают в себя ниппели, ободную ленту и банку герметика.

Карбоновые «палки»

Карбоновые запчасти

Развивая тему снижения веса, можно рассмотреть вариант перехода с алюминиевых «палок» на карбоновые. Под «палками» следует понимать вынос, руль и подседельный штырь. Помимо снижения веса, карбоновые компоненты добавляют амортизацию.

Если вы задумываетесь о переходе на карбоновые компоненты, настоятельно рекомендуем приобретать брендовые запчасти. При установке их на велосипед крайне желательно использовать динамометрический ключ, чтобы закручивать болты крепления с нужным моментом затяжки. В противном случае при сильной затяжке карбон может деформироваться и треснуть.

Обслуживание каретки

Ремонт каретки

Немаловажный узел велосипеда, который требует обслуживания – каретка. Она отвечает за плавную работу шатунов, чтобы эффективность педалирования не снижалась. Каретка находится в месте, где скапливается большое количество грязи и воды, поэтому необходимо следить за износом подшипников и периодически каретку обслуживать.

 

В этой статье разобраны основные моменты по обслуживанию велосипеда в начале сезона, также здесь затронуты небольшие технические улучшения. Часть работ можно выполнить самостоятельно, однако, если у вас нет определенного оборудования и опыта, лучше всего отдать велосипед в мастерскую, где его профессионально обслужат и подготовят к поездкам.