На дорогих моделях амортизационных вилок и задних амортизаторов есть такие интересные крутилочки, с надписью компресиия. При взгляде на них вы сразу понимаете, что это оборудование действительно серьезное, для настоящих профессионалов. Ну а если все эти настройки у вас есть, то настроить их становится делом чести. 
Частенько возникает такая ситуация, что почитав на форуме человек находит рекомендации опытного пользователя касательно настройки этой самой компресии, как правило, он считается в щелчках. Получаем столько-то щелчков одной компрессии и столько-то другой. Тот момент, что человек который написал эту рекомендацию катается где-нибудь в горах с лютыми каменными секциями и огромными пролетами, а человек, искавший ответа, собирается заниматься кросс-кантри, как правило, в расчет не принимается. А, тем временем, условия катания и являются определяющими при настройке компрессии.

Что же такое вообще компрессия?

Компрессия регулирует скорость сжатия вилки при ударах. В велосипедных вилках и амортизаторах есть два вида компрессии - высокоскоростная и низкоскоростная.

Высокоскоростная компрессия отвечает за скорость сжатия вилки резком и сильном ударе в нее, например, при приземлении в плоскость с метрового дропа. Чем больше вы ее крутите, тем жестче срабатывает вилка на удар, исключая возможность пробоя, однако, при этом в ваши руки и ноги удар приходит посильнее.

Низкоскоростная компрессия отвечает за скорость сжатия при постоянных медленных, раскачивающих нагрузках вроде езды по мелким камешками или раскачивания велосипеда при педалировании. Опять же, экономит силы при педалировании, но все удары идут вам в руки, а не в амортизацию.

Как настроить компрессию новичку

С моей точки зрения, новичку первое время вообще не стоит задумываться о настройках компресии. Если вам посчастливилось приобрести дорогой велосипед со всем спектром настроек, просто выкрутите в максимально открытое положение все крутилки компрессий на вилке и амортизаторе. Настройте велосипед по сэгу, настройте отскок. Покатавшись первое время, вы научитесь чувствовать велосипед и поймете те огрехи его работы в конкретно ваших условиях, которые можно было бы исправить компрессией. И после этого уже крутите, имея перед собой четкую цель и задачу, а не абстрактные пять щелчков с форумных рекомендаций.

Итак, для чего же нужно крутить компрессии

Высокоскоростная компрессия

Ее значение нужно увеличивать, когда вы оказываетесь в условиях очень жестких трасс, ваша амортизация настроена отлично, очень плавно и плюшево отрабатывает все неровности, но при езде по особенно жестким камням и при прыжках с больших трамплинов или дропов подвеска пробивается аж до стука. Такая ситуация опасна для вас, потому что при особенно жестком пробое вас может элементарно выбросить с велосипеда. Да и ощущения при пробое не самые приятные для вашей спины, рук и ног. Велосипед тоже страдает и что-нибудь в нем может лопнуть.
В такой ситуации лучше все-таки принести плюшевость в жертву отсутствию пробоев. Но учтите, забиваться руки и ноги будут сильнее и езда станет менее комфортной.

Низкоскоростная компрессия

Эту нужно крутить, когда вы готовы принести комфортную езду в жертву скорости. Вам гораздо проще станет крутить педали, велосипед не будет так сильно раскачиваться при педалировании. Не будет отрабатывать все эти мелкие камешки и кочечки, теряя драгоценные ватты энергии. Куда больше энергии выдаваемой вашими ногами будет уходить не в подвеску, а по назначению, развивая вашу скорость. Но будьте готовы к тому, что каждый бугорок на трассе будет отдаваться болью в ваших руках.
Если вы едете по ровной дороге или вообще асфальту, просто закручивайте компрессию до конца.

Компрессия с несколькими положениями

Для удобства пользователя на кантрийных, трейловых и эндуро велосипедах в амортизаторах и вилках есть три положения компрессии. Ориентированное на спуск, на езду по трейлу, эдакая золотая середина и полностью открытая компрессия для жестких спусков. Часто управление этой системой вынесено на руль и управлять компрессией можно прямо во время езды по трейлу. Очень удобно, не стоит пренебрегать этим.

Резюме

В общем, компрессия это очень удобная и полезная штука для гонок, гор, и простого катания. Самое главное, что вам нужно перед тем как ее настраивать, понять и прочуствовать работу вашего велосипеда и осознать необходимость применения этих настроек для вашего катания. Старайтесь настраивать велосипед по ощущениям, а не по  форумным рекомендациям.