При интенсивной езде на велосипеде, когда ваши ноги работают на полную, велика вероятность получить травму, причем слабым местом в ногах являются колени. Удивительно, но исследования спортивных врачей и специалистов утверждают обратное – у велосипедистов чаще страдают не колени, а поясница.

Когда Норвежские спортивные врачи изучили 116 профессиональных спортсменов-велосипедистов и травмы, которые они получали в течение сезона, то они пришли к выводу, что 94% всех спортсменов столкнулись с постоянными травмами:

  • Первое место в списке повреждений и 45% от их числа – боли в пояснице
  • Второе место и 23% - боли в коленях

Казалось бы, велоспорт – это вид спорта, где чаще работает нижняя часть тела, тогда почему же спортсмены сталкиваются с проблемами в спине, если они проводят долгое время в седле?

Не вините свой велосипед

Одно из способов решения проблемы с поясницей – байкфит, но даже он не всегда является причиной болей в спине. Правильный байкфит – это скорее профилактика в первую очередь дискомфорта, благодаря которому проблемы со спиной можно отсрочить, но исследования профессиональных велосипедистов показывают, что некорректная геометрия велосипеда не является решающим фактором.

Считается, что играет роль по большей части мышечная усталость и общая утомленность. В одном из исследований, где велосипедисты «ехали на максимум», было замечено, что бицепсы и трицепсы спортсменов утомлялись быстрее всего. Что в свою очередь приводило к изменениям в механике движений корпуса, из-за чего посадка менялась и приводила к дискомфорту в спине и коленях.

Укрепление спины

Другое исследование ученых показало, что часто причиной дискомфорта в пояснице становится слабая работа стабилизаторов поясничного отдела. Причина этому – недостаточная подготовка мышечного скелета во время предсезонной подготовки. Лучшим средством в борьбе с дискомфортом в пояснице – посещение тренажерного зала и выполнение комплекса упражнений на статику.

Статические тренировки позволяют укрепить мышцы кора и подготовить их к длительной работе в напряженном состоянии. Это могут быть как шоссейная велогонка (разделка в аэропозиции), так и гонка кросс-кантри, где гонщикам приходится заезжать в крутые горки и переносить вес тела на руль, максимально прижимаясь к нему. Второстепенно статика помогает укрепить сухожилия, связки и общую силу мышц.

Классические упражнения на статику - это различные стойки с наклонами, всем известная с детства «ласточка», набирающая популярность «планка», «стульчик», «пистолетики» и другие.

Спину ровно!

Всех нас еще с детского сада и в начальной школе заставляли сидеть ровно за столом и за партой – держать спину прямо, чтобы не повредить осанку. В старшей школе, в институте и затем на работе многие из нас наверняка перестали обращать на это внимание, но ровная спина за столом помогает в профилактике болей в пояснице на велосипеде. Если вы много времени на работе проводите за столом или за рулем, то обращайте внимание как вы сидите – кривая и неправильная посадка могут привести к разбалансировке спины со всеми вытекающими последствиями. Конечно, полностью избавить от проблемы это не поможет, но вкупе с другими рекомендациями можно добиться успеха в борьбе с недугом.

Выбираем правильную раму

Как мы выяснили ранее, чаще всего боль в пояснице проявляется в результате недостаточной тренированности спины, которая вызывает быстрое утомление и усталость мышц. Однако не стоит скидывать со счетов правильный выбор геометрии велосипеда.

Подходящая рама и правильная посадка на таком велосипеде – это два главных фактора, которые минимизируют негативные последствия от езды в неправильной позе, будь то боль в спине, коленях, плечах или шее. Так что перед тем, как делать байкфит на велосипеде, убедитесь, что вы катаетесь на подходящей вам раме.

Конечно, самому сходу довольно сложно выбрать нужную раму или велосипед, так что в этом могут помочь в специальных студиях при велосекциях. Это могут быть как компьютерное тестирование с камерами и датчиками, так и «высаживание» на специальном велотренажере с подвижными частями.

Если такой возможности по тестированию нет, то можно ориентироваться на размерную сетку от производителя рамы. К каждому велосипеду идет свой рисунок рамы со схематичным изображением нужных параметров и их расшифровкой. Для примера – длинная верхняя труба или длинный вынос могут увеличить шанс заработать боли в спине. Точно так же слишком низкая посадка из-за малого размера рулевого стакана создает большой перепад от плоскости седла до плоскости руля, что в конечном счете влияет на нагрузку спины.

Делаем байкфит           

После выбора подходящей рамы самое время сделать на ней байкфит. Ключевые элементы:

  • Высота седла. Есть стандартный способ проверки правильности высоты седла – в нижней точке педали нога должна быть чуть согнута в колене, а если упереться пяткой в педаль, то нога должна быть выпрямлена. Ягодицы не должны двигаться вверх-вниз поочередно, вызывая боковые движения относительно седла.
  • Угол седла. Многое зависит от физиологии каждого человека, но стандартное положение седла – параллельное земле. На рынке существует огромное количество разных сёдел, которые подбираются индивидуально, к тому же не стоит забывать, что допускается небольшой наклон мыска вперед, чтобы устранить онемение и излишнее давление в паху.
  • Сдвиг седла. Обычно сдвиг седла подбирается под положение ног на педалях. Когда педаль впереди находится на 3 часа, то вертикаль, проведенная от коленной чашечки до оси педали, должна создавать прямой угол с землей.
  • Позиция выноса руля. Длина выноса и его угол подвираются так, чтобы вы одновременно не тянулись за рулем вперед и не чувствовали, что руль находится слишком близко к коленям. Руки должны быть слегка согнуты в локтях и вам должно быть комфортно держать руль.

 

Следуя этим советам в статье и прислушиваясь к ощущениям своего организма, велосипедист может избавить себя от негативных последствий при долгой езде и получать вместо этого позитивные эмоции и наслаждаться каждой поездкой.