Так заложено природой, что человек не приспособлен к езде на велосипеде. Такой вывод можно сделать, если проанализировать положение тела человека на велосипеде – как меняется распределение веса на мышцы и позвоночник и как неестественно выгибается спина и шея.

Из-за специфики передвижения на велосипеде (особенно – на циклокроссе и шоссейном) приходится поднимать голову и смотреть вперёд на дорогу. При агрессивной или неправильной посадке шея сильно устает, мышцы затекают и начинают болеть – это сравнимо с тем, если бы вы несколько часов стояли без перерыва и разглядывали ночное небо.

«Шея Шермера»

Если во время поездки вы испытываете некоторый дискомфорт или даже боль, велики шансы, что эту проблему можно решить путем внесения правок в байк-фит еще до того, как это станет реальной проблемой или чего хуже – приведет к серьезному заболеванию.

Но вам всё равно далеко до одного известного случая, который случился с американцем Майклом Шермером. Принимая участие в большой и трудной гонке по Америке длиной 3.000 миль, шея у Шермера настолько устала и мышцы шеи настолько утомились, что он был не в силах даже просто держать ровно голову! Его команде пришлось собирать специальный бандаж для шеи, чтобы зафиксировать голову в позиции, в которой можно было видеть дорогу впереди и финишировать. Это довольно серьезное испытание для велогонщика, опыт которого лёг в основу понятия «Шея Шермера», которое описывает этот недуг.   

Профилактика: байк-фит

К счастью, так физиологически сложилось, что человеческое тело обладает достаточной гибкостью, что позволяет минимизировать болевые ощущения и дискомфорт во время поездки. Ключ к этому – выбор подходящего размера велосипеда и его правильная настройка под конкретного человека. Более того, не стоит забывать, что катание на велосипеде является одной из самых благоприятных для тела физической активностью.

Одно из простых решений, не требующих каких-то серьезных знаний и денежных вложений – положение руля. Правки часто вносятся по выносу руля, когда специальными проставочными кольцами подбирается оптимальная высота. Обычно выносы руля имеют определенный угол подъема, что позволяет переворачивать их для удобства подбора посадки. Также не стоит забывать, что при внесении корректировок в положение передней части велосипеда могут потребоваться корректировки положения седла и подседельного штыря.

Если подручными средствами решить вопрос не получается, понадобится замена комплектующих – выноса, руля, а в некоторых случаях и рамы. Подбирается нужный вынос – по углу подъема и по длине, что является самой важной характеристикой. Руль меняется достаточно редко, в-основном его меняют из личных предпочтений по ширине, подъему и загибу. Рама меняется тоже достаточно редко, т.к. достаточно при покупке выбрать подходящий размер. Сейчас пользуются популярностью рамы шоссейных велосипедов с интегрированным подседелом, что требует перед покупкой изучения геометрии рамы и подбора под конкретного велосипедиста.

Читайте также: Как подобрать оптимальную посадку на велосипеде

 

О руле: более подробно

Чтобы получить желаемый эффект, возможно, вам нужно будет сделать только одну из этих корректировок, но более вероятно, что комбинация нескольких позволит достичь лучшего результата.

Увеличиваем высоту руля

  1. Проставочные кольца. Современные выносы руля достаточно лимитируют подгонку руля по высоте, поэтому для байк-фит приходится использовать специальные спэйсеры (проставочные кольца). Спэйсеры можно поместить как под вынос, так и сверху него, помещая руль максимально высоко. Будьте внимательны: вынос должен надеваться на шток вилки как минимум на 80%, иначе возможен срыв руля!
  2. Переворот выноса. Альтернативный вариант, когда невозможно добавить нужное количество спейсеров на шток вилки. Такое бывает, когда шток вилки отпиливают без запаса под будущий байкфит. Можно перевернуть свой вынос, если на нем есть подходящий угол, либо подобрать другой вынос с нужным углом.
  3. Адаптеры. Если ни один из этих методов не подходит, то есть специальные адаптеры, позволяющие увеличить высоту руля, однако такая конструкция по функционалу и надежности может подходить не под все цели и не для всех велосипедистов.

Уменьшаем высоту руля

  1. Короткий вынос. Устанавливая короткий вынос, вы сокращаете длину, на которую руль выставляется вперед, соответственно посадка становится не такой растянутой вперед. Как в случае с разным углом наклона, разная длина выноса позволяет подобрать наиболее оптимальную и комфортную посадку.
  2. Положение ручек. После того, как разобрались с выносом и рулём, самое время обратить внимание на положение ручек. В случае с шоссейным велосипедом – угол наклона пистолетов на себя и от себя, в случае с горным велосипедом – положение тормозных ручек и манеток. Особо положение ручек влияет на посадку на шоссейном велосипеде, когда при слишком опущенных пистолетах вниз посадка вытягивается и наклон тела становится больше. Поднимая пистолеты вверх, вы поднимаете корпус выше и посадка становится более высокой. Однако, не стоит задирать пистолеты слишком высоко, так как есть вероятность не достать пальцами тормозные ручки в нижнем хвате.

 

Следует в очередной раз напомнить, что крайне нежелательно кататься на велосипеде, когда вы ощущаете дискомфорт или даже боль в шее. Перед покупкой велосипеда следует выбрать правильный для себя размер и настроить его под себя с помощью специального байк-фит или по общим рекомендациям, не забывая подстраиваться под себя.