На сегодняшний момент на рынке представлены больше дюжины систем контактных педалей, которые можно использовать практически на любом велосипеде. Их главная особенность – в строении механизма педали, который захватывает шип, но в чём они все похожи, так это то, что их чёткая и долговечная работа зависит от периодического обслуживания. Катаетесь ли вы на горном или шоссейном велосипеде, эта статья подскажет вам как продлить жизнь вашим контактам.

Катайтесь, а не ходите

Назначение контактных педалей – держать обувь велосипедиста пристёгнутой к педали достаточно плотно и надёжно, чтобы предотвратить случайное выстегивание. Чтобы этого избежать, необходимо максимально оградить шип в обуви от воздействия на него любой поверхности, попросту говоря – если есть возможность избежать ходьбы в контактных ботинках, то лучше ею воспользоваться. К этому пункту не относятся модели обуви, которые разработаны специально для ходьбы, где педальный шип утоплен в подошву и находится в более-менее безопасности.

Шоссейные шипы, чья конструкция устроена таким образом, что пластиковый шип прикрепляется к подошве без защиты, как это сделано у ботинок для маунтинбайка, существенно сокращают своё срок службы, если в них часто ходить пешком. Для ходьбы в шоссейных туфлях есть специальные чехлы для шипов, чтобы не повредить их, не скользить на твердой поверхности как на льду и не расплескать кофе во время остановки в кафе. Нет сменной обуви или чехлов? Лучше испачкать носки, чем испортить шипы!

Меняйте изношенные шипы

Заметить износ довольно просто – как только вы замечаете, что у шипа в педали появилось излишнее движение в разные стороны, то пришло время его заменить. Некоторые модели контактных педалей позволяют ноге слегка поворачиваться в стороны, когда встёгнута, но, когда шип изношен, нога начинает болтаться в педали из стороны в сторону. Самое плохое, что может случиться, это непроизвольное выстёгивание ноги при резком движении. У некоторых систем наоборот – становится достаточно сложно выстегнуться, т.к. изношенный шип заедает в педали. Еще один способ определить износ шипа – это, как ни странно, сравнить его с новым. У изношенного шипа обычно сточенные края и чуть меньшие размеры.

Ну а в чём же всё-таки необходимость замены изношенных шипов? Во-первых, как уже было сказано ранее, это нарушенная работа системы. Проблемы со встёгиванием и выстёгиваем, а также риск непроизвольного выстёгивания во время езды. Во-вторых, изношенный шип начинает разбивать детали педали, тем самым выводя их из строя. Аналогичный пример можно привести с цепью и системой задних и передних звёзд, когда растянутая и не замененная вовремя цепь начинает разбивать звёзды, тем самым сокращая их ресурс в несколько раз.

Обслуживайте педали

Механизм самих педалей точно так же требует обслуживания и замены при необходимости. Педали могут быть сделаны из пластика, карбона, стали, но даже самые надежные материалы со временем изнашиваются. Составные части педали могут ослабевать и разбалтываться – будь то ось педали с подшипниками или скобы с пружинами. Если механизм ослабевает, появляется зазор между скобами крепления и шипом, что приводит к люфту и повышенному трению. Добавьте сюда агрессивную среду в виде грязи и песка, а также жёсткое использование механизма, и вы получите повышенный износ всех частей системы.



Дополнительно может появиться неприятный шум и скрип, который создается по время трения деталей. Если ваши педали выполнены из карбона или пластика, может помочь специальная смазка. Если это не помогает, то придётся заменить составные части механизма. Если ваши медли выполнены из стали, достаточно поддерживать их в чистоте и при необходимости добавлять по капле смазки в пружинный механизм, чтобы предотвратить заедание и появление ржавчины. Перед смазкой рекомендуется либо промыть педали водой под давлением, либо воспользоваться специальными очистителями. Заметили люфт по оси педали? Срочно к механику! Вовремя перебранные подшипники (обычно – насыпные) продлят срок службы конусов, и ваши педали будут вращаться свободно не один сезон.

Грязь не пройдет!

Один из главных факторов, который в первую очередь влияет на ресурс системы контактных педалей, это их использование в агрессивной среде. Куда больше здесь достается системам для маунтинбайка и туринга, так как при езде в грязь в систему набивается песок, земля, вода и прочие загрязнители, такие как пескосоляная смесь зимой. Конечно, моментально педали и шипы не разобьёт, но ресурс их использования сократит.

Инженеры постоянно повышают качество продукции – создают продукты, которые максимально противостоят грязи. Это может быть и улучшенная конструкция с плавными формами деталей, которые не позволяют грязи накапливаться и быстро очищаются, и максимально упрощенная конструкция без лишних деталей, которая практически исключает накапливание грязи. Некоторые гонщики в таком случае советуют дополнительно обрабатывать механизмы педалей специальными смазками, которые максимально долго не дают грязи и глине скапливаться в педалях и налипать к пружинам или другим деталям.      

Итак, подведём итог:

  • Промывайте педали и подошву обуви, чтобы они не забивались грязью;
  • Периодически смазывайте механические подвижные части и пружины;
  • Не ходите в велосипедной обуви по асфальту и другой твердой поверхности, если велотуфли для этого не предусмотрены;
  • Вовремя меняйте шипы в велотуфлях;
  • Проводите осмотр на наличие люфтов.

Читайте также: Как выбрать велосипедную обувь