Велосипедная цепь – жизненно важная часть трансмиссии велосипеда, уходом за которой часто пренебрегают. Каждый ватт той мощности, которую вы производите ногами, должен быть переведен в тягу, а эта энергия вращения в свою очередь должна быть передана на заднее колесо. Добавьте сюда внешние факторы, такие как грязь, вода, пыль, дождь и снег. Тяжелые условия эксплуатации и отсутствие уход за цепью приводят к её износу, а точнее – растяжению. В этой статье мы расскажем, как заменить изношенную цепь и установить новую.

Новая цепь

Обслуживание цепи необходимо в первую очередь для того, чтобы защитить от быстрого износа дорогие кассеты, которые устанавливаются на современные велосипеды. Затянув со сменой цепи, вы рискуете попасть под замену остальной трансмиссии – кассеты и блока передних звезд. Вытянутая цепь начинает разбивать звезды, поэтому вместе с изношенной цепью повышается риск необходимости в более дорогом ремонте. Чтобы этого избежать, необходимо периодически проверять износ цепи специальным инструментом.

Шаг 1 – проверка износа цепи

На рынке инструментов существует несколько модификаций инструмента для измерения износа цепи, но принцип его действия во всех случаях одинаков. На новой установленной цепи инструмент не должен проваливаться в звено, тогда как по мере износа и растяжения цепи инструмент начинает проваливаться.

Инструмент для определения износа

Существует два значения износа – 0.75 и 1.0, где при значении 0.75 еще можно какое-то время ездить с этой цепью (но желательно всё же цепь заменить), а при значении износа 1.0 цепь подлежит замене (в этом случае начался процесс износа трансмиссии и звёзд).

Шаг 2 – демонтаж цепи

В зависимости от типа используемой цепи, она может идти со специальным замком или без него. Обычно замок устанавливается для удобства обслуживания цепи – её можно снять и тщательно прочистить отдельно от трансмиссии, аналогично трансмиссию можно почистить без цепи, чтобы ничто друг другу не мешалось. Если замок на цепи присутствует, то его можно снять либо руками, либо специальным инструментом-съемников.

Снятие цепи с помощью выжимки

Если замка на цепи нет, то потребуется специальный инструмент – выжимка для цепи. Обычно она продается в веломагазине отдельно, либо в составе небольшого мультитула. Для снятия цепи достаточно выдавить 1 пин и разомкнуть звено.

Замок на цепи

Шаг 3 – установка новой цепи

Новая цепь обычно устанавливается на самую большую звезду спереди и на самую большую звезду сзади. При этом цепь не пропускается через задний переключатель! Это необходимо для того, чтобы определить подходящую длину цепи. Существует множество разных методик и способов определения подходящей длины цепи, но мы рекомендуем укоротить на 2 звена меньше при наложении двух концов цепи друг на друга.

Установка новой цепи

Ненужные звенья убираются с помощью выжимки, а цепь устанавливается на транмиссию с пропуском через задний переключатель. Самый лучший способ соединить цепь – воспользоваться замком. Имейте в виду, что замок должен быть подходящий под количество скоростей вашей транмиссии, т.к. при разном количестве задних звезд толщина цепи меняется, равно как и толщина замка. К примеру, замок для 10-скоростной цепи не подойдет на 11-скоростную цепь.

Цепь в заднем переключателе

Следует также уделить внимание двухподвесам – велосипедам с задней подвеской. В виду разных дизайнов рам и конструктивных особенностей, подвеска рамы работает таким образом, что цепь растягивается и сокращается во время езды, т.е. расстояние между осями кассеты и передних звезд меняется. Чтобы убедиться, что ваша цепь правильной длины, накиньте цепь на большие звезды сзади и спереди, а затем полностью сложите заднюю подвеску. Увеличившееся расстояния между звездами в данном случае компенсируется ходом заднего переключателя. В случае, если цепь сильно растягивается, а у заднего переключателя нет запаса хода, чтобы компенсировать растяжение цепи, и при этом подвеска велосипеда сложена не полностью, то цепь необходимо удлинить.