Выбор подходящего велосипеда – это не только выбор компонентов, цвета и прочих аксессуаров. В первую очередь подходящий вам велосипед – этот тот, который подходит вам по росту и вам комфортно на нём ездить. Если же вы ошиблись с выбором подходящего вам размера рамы, то при поездках вы наверняка ощутите дискомфорт, иногда боль, а общее впечатление от поездок останется скорее негативным. При этом неважно – выбираете вы новый велосипед, подстраиваете под себя подержанный велосипед или просто хотите убедиться, что ваша посадка выставлена правильно на текущем байке.

Основы байкфит

  • Выбор посадки. Здесь в первую очередь стоит определиться с целями байкфит. Если вы хотите сделать себе посадку как у профессиональных велогонщиков, которые гонятся за максимальной аэродинамикой, то надо понимать – насколько такая посадка вам подойдет, если вы предпочитаете обычное катание или простую работу на общую выносливость.
  • Убедитесь, что ваша рама вам подходит. Если размер вашей рамы не подходит под ваш рост и контрольные замеры (длина рук, длина ног, рост), то, к сожалению, никакая локальная коррекция не поможет сделать правильный байкфит.
  • Локальная коррекция. На существующих компонентах можно вносить небольшие правки в байкфит – это и высота седла, наклон седла, наклон и поворот руля.
  • Замена компонентов. Если с текущими компонентами велосипеда не удается сделать правильный байкфит, то всегда есть возможность сменить седло, подседельный штырь, вынос руля и даже сам руль. Бывает и так, что замена выноса руля на вынос, который длиннее на 2 сантиметра, дает ощутимый положительный эффект.
  • Проверьте положение шипов. Если вы используете обувь с контактными педалями, то большую роль в байкфит играет положение шипов на подошве вашей обуви. Если шипы сильно сдвинуты вперед, то вероятно появление болей в коленях, дискомфорт в ахилловом сухожилии, а иногда могут неметь пальцы ног. Если щипы сильно сдвинуты назад, то вы не сможете максимально передать мощность ваших мышц в педали.

Размеры велосипедов

Общепринятые классификации размеров рам - цифровые и буквенные маркировки.

  • S, M, L – Small, Medium, Large. Маленький, Средний, Большой.
  • Цифровые значения (примерные) 15-17, 18-21, 22-23.

Казалось бы, что сложного в выборе велосипеда по предложенным вариантам? Загвоздка состоит в том, что каждый производитель рам и велосипедов придерживается своей размерной сетке. Например, рама «М» одного производителя может отличаться по размеру от рамы «М» другого производителя. Иногда разница в размерной сетке значительная, поэтому при выборе велосипеда рекомендуется смотреть специальную таблицу размеров, где на схеме указаны необходимы размеры велосипеда – длина верхней трубы, высота рулевого стакана, длина подседельной трубы и другие. И вот здесь спасает самый главный показатель – длина верхней трубы или ЕТТ. Именно благодаря ему получается подобрать под себя необходимый ЕТТ и ориентироваться на него при выборе велосипеда или покупке рамы отдельно.

Стэндовер или высота рамы

Еще один важный показатель подбора рамы – стэндовер. Проверить раму по этому параметру предельно просто – необходимо надеть обувь, в которой вы будете ездить, встать на ровную поверхность с велосипедом между ног. При замере стэндовера вы не должны сидеть на велосипеде – расстояние от паха до верхней трубы велосипеда должно составлять как минимум 3 сантимера. Если рама упирается в пах – ростовка велосипеда слишком велика, если расстояние до верхней трубы слишком большое – велосипед маловат. Это не относится к отдельным видам велосипедов, к которым относятся трюковые велосипеды или модели, предназначенные для скоростного спуска. Гонщики в данном случае берут себе раму поменьше, чтобы увеличить маневренность при управлении байком.

Верхняя посадка

Иногда для качественного байкфит одного лишь стэновера недостаточно, поэтому следует вернуться к ранее упомянутому ЕТТ (длина верхней трубы). Длина трубы считается от середины оси подседельного штыря до середины оси рулевой, при этом наклон верхней трубы не имеет значения. На шоссейных велосипедах ЕТТ меньше, тогда как в силу геометрии на горном велосипеде ЕТТ больше. Чем точнее подобрана рама с нужным ЕТТ, тем потом проще выправить посадку с минимальными затратами.

Находясь за рулем велосипеда, руки должны быть слегка согнутыми, чтобы они выполняли роль естественного амортизатора. Вы не должны тянуться вперед руками – это показатель того, что рама великовата или вынос руля слишком длинный.

Если вы делаете байкфит на шоссейном велосипеде, то корпус должен быть наклонён примерно на 45 градусов вперед, а руки должны находиться под углом в 90 градусов. Это, конечно, примерные цифры – у каждого человека разные параметры, поэтому строго следовать таким правилам не нужно. Достаточно иметь в виду как общую рекомендацию, а нюансы подгонять индивидуально. Самое главное – ничего не должно давить, болеть и неметь. Локальная коррекция в данном случае – сдвиг седла вперед и назад, наклон седла мыском вниз.

Посадка на горном велосипеде отличается от шоссейной – посадка более вертикальная, больше времени приходится на езду стоя, поэтому здесь играет роль прохождение спусков – частенько велогонщики сдвигают седло вперед, чтобы свешиваться назад и проходить спуски. В последние годы на рынке появились подседельные штыри, которые регулируются по высоте во время поездки.      

Высота седла

Эффективность педалирования и максимальная передача мощности от ног на педали зависит от высоты седла и его наклона. Главный совет по подгонке высоты седла – нога в нижней точке не должна быть полностью вытянута, вы не должны тянуться за педалью вниз и тем самым «елозить» по седлу влево-вправо. На горном велосипеде есть лайфак – если вы упретесь пяткой в педаль в нижней точке, нога должна быть полностью выпрямленной.

Кроме коррекции седла по высоте, допускает коррекция седла в плоскости. Желательно подбирать анатомическое седло «под себя», но если такой возможности нет, то допускается наклон седла чуть-чуть вперед. Сильно наклонять седло вперед не надо – в процессе педалирования вы будете скатываться вперед и постоянно поправлять посадку назад.

Женские и детские велосипеды

Что касается байкфита у девушек, то в виду физиологических особенностей здесь есть ряд рекомендаций. В первую очередь это касается подбора женского анатомического седла, рамы меньшего размера, более узкого руля. Некоторые производители предлагают специальные линейки женских велосипедов, в которых учтены все рекомендации.

Что же касается байкфита у детей, то на рынке сейчас представлено огромное множество велосипедов для всех возрастов, начиная с беговелов и заканчивая взрослыми моделями. Здесь применяют точно те же правила, что и для взрослых – подбирается подходящий стэндовер, длина рамы и высота руля.

 

Следуя простым советам из этой статьи, вы сможете правильно подобрать себе размер велосипеда при покупке и наслаждаться катанием на любимом велосипеде. Конечно, со временем вы можете настраивать велосипед под себя по своим ощущениям, при этом существуют варианты компьютерного байкфита в профессиональных велостудиях.