Говоря о тактике и велосипеде, нам на ум обычно приходят шоссейные многоходовки с грандиозным командным взаимодействием или марафонские сидения на колесе и расстановки сил. Однако, в горном велосипеде, начиная с олимпийского кросс-кантри и заканчивая даунхиллом тоже есть тонкости, которые можно тоже назвать тактикой.

Речь идет о поиске траекторий. Понимание того, что такое траектория и как ее выбирать может прийти к вам не сразу. Обычно, в начале занятий маунтинбайком вы думаете только о том, как бы добраться до низу. Но когда приходит время и вы начинаете ехать вниз контролируя процесс, вам пора задуматься и о траектории.

Так вот, разметка на гоночной трассе или кросс-кантрийном синглтреке, как правило, достаточно широкая, соответственно траекторий, по которым вы можете проехать можно выбрать несколько.
Частным случаем является так называемый "чикенлайн", это сознательно созданный организаторами мероприятия объезд сложного технического участка. Как правило, участник, который идет по легкому пути проигрывает во времени.

Всегда перед началом катания или гонки совершайте пеший спуск или проезжайте просмотровый круг. Изучайте наиболее сложные места и сразу обращайте внимание на то, как именно вы здесь поедете. Запоминайте ориентиры обозначающие начало траектории, такие как, например, камни или бревна, чтобы в заезде поехать правильно. 
Пожалуй, говоря о поиске траекторий, можно говорить о двух целях, для которых этим поиском необходимо заниматься. Это легкая и быстрая траектории.

Легкая траектория

Если спуски не ваш конек, что довольно часто бывает в кросс-кантри, то вам стоит сконцентрироваться не на скорости, с которой вы будете проезжать сложные технические спуски, а на том, чтоб проехать их стабильно и безопасно. Это в конечном счете лучше скажется на результате.
Подбирайте такие траектории, на которых по максимуму присутствуют упоры и контруклоны, старайтесь избегать большого уклона. Однако, если есть спуск с большого уклона с прямым выкатом и чуть меньший по уклону, но с поворотом, выбирайте лучше прямой. Старайтесь выбирать траектории в объезд камней и крупных, особенно косых, корней.

Но, в принципе, обычно самая простая траектория является и самой накатанной, поэтому особенно ничего не нужно и искать.

Быстрая траектория

Здесь уже интереснее. Зачастую, самая накатанная траектория не является самой быстрой. Ну и, как правило, более быстрая траектория еще и более сложная. Это либо антиуклон, либо просто большой уклон, либо сложные камни-корни, ну и остальное в таком духе. Например, вы можете видеть спуск с огромным валуном прямо посредине. Так вот, обычной траекторией будет его объехать, а быстрой - прыгнуть через валун банни-хопом. Или секция из больших косых корней, после которой нужно попасть в поворот. Медленной и простой траекторией является объезд всех корней сбоку, а быстрой - проехать прямо через эти корни, где вас запросто может слизнуть. Как говорится, кто не рискует, тот не пьет шампанского.

Несколько тезисов касательно выбора траекторий

Прямая. В большинстве ситуаций, но не во всех поиск наиболее быстрой траектории приводит вас к выбору наиболее прямой траектории, по которой вообще возможно проехать. Иногда для этого достаточно просто преодолеть немного антиуклона, а иногда придется прыгнуть через три огромных валуна и попасть в малюсенький упор. Но игра, как правило, все таки стоит свеч. 

Широкая. Как правило, чем шире траектория входа в поворот, тем большую скорость вы можете сохранить. Поэтому старайтесь заходить в повороты, особенно плоские, по возможности широко. Это позволит вам не оттормаживаться сильно перед поворотом, чтоб попасть в его маленький радиус. Существуют и всякие забавные методы, вроде влетания в середину поворота и закладывания велосипеда так, чтоб аж покрышку срывало, но это требует серьезного упора в повороте и серьезного навыка у гонщика, к тому же, что-то всегда может пойти не так.

Смотрите что идет дальше. Может оказаться так, что вы выбрали прямую траекторию, пролетели участок и внезапно оказались перед поворотом на 90 градусов. Само собой, вам придется оттормозиться чуть ли не в ноль и ни о каком преимуществе от такой траектории речи идти уже не будет. В подобных случаях необходимо выбирать траекторию так, чтоб к тому самому повороту вы подошли по максимально широкому радиусу. Пусть лучше вы немного оттормозитесь на подъезде к нему, чем остановитесь в ноль непосредственно в повороте.

Корни и камни. При езде через корни, особенно мокрые, выбирайте наиболее перпендикулярную им траекторию из возможных, иначе вы можете соскользнуть и упасть. При езде через каменные секции выбирайте наиболее ровные участки между камнями, иначе на крупных камнях вас может разбросать и дальнейший спуск будет уже не особо предсказуемый. Если есть возможность перепрыгнуть через часть камней, обязательно воспользуйтесь ей.

Грязь. При выборе траектории в грязь и на скольком грунте акцентируйте внимание на зацеп. Выбирайте такие траектории, на которых вы не будете неконтролируемо скользить. Особенно это актуально для зон торможения.

Резюме

Выбор траекторий это не только вопрос тактики и выигранных миллисекунд. Это еще и вопрос личного стиля каждого райдера. Стоит вспомнить хотя бы Сэма Хилла с его внутренней траекторией. 
Но помните, искать срезки и альтернативные траектории можно только в пределах оставленной организаторами разметки. Если вы начинаете ехать через разметку, это считается банальным жульничеством и влечет за собой дисквалификацию.