Оглавление

  • Трамплины
  • Дропы
  • Контр-уклон
  • Свитчбек
  • Шоры
  • Резюме

Когда вы начнете кататься на горном велосипеде, рано или поздно, вы попадете на специальные трассы, частично проложенные по сложному рельефу, а частично и рукотворные. Так вот, все эти специальные конструкции имеют собственные названия, чтоб хоть немного начать в них разбираться, прочитайте эту статью.
Речь пойдет об обычных для парковых трасс, эндуро и даже кросс-кантри элементах. Дерт и катание в парках предмет другой статьи.

Трамплины

трамплин на кк трассе

Горный велосипед это про трамплины и прыжки с них, даже в кросс-кантри сейчас на редкой трассе не найдешь трамплина.

Трамплины различаются по типам вылета:

  • Прямой вылет. Как правило, это трамплин, прыжок с которого осуществляется вдаль на большой скорости, низко летя над землей. Не требует никаких особых навыков для прыжка. 
  • Радиусный вылет. Это трамплин, на котором предполагается амплитудный полет в высоту. В зависимости от угла вылета, это может быть как практически вертикальный дерт, так и обычный амплитудный трамплин с длинным пролетом где-нибудь на дх-трассе

Трамплины бывают со специально подготовленным приземлением, так называемые даблы, либо использующие в качестве приземления рельеф. Также, некоторые трамплины летятся довольно далеко и очень низко над землей и поэтому вообще не требуют специального приземления. 

Трамплины могут быть с разрывом между вылетом и приземлением. В этом разрыве может находиться ручей, яма, или, вообще, дорога. Такой трамплин, при прыжке с которого надо через что-то лететь, называют гэп. Например каньен-гэп на RedBull Rampage. Трамплины с разрывами, как правило, очень опасны в случае недолета и могут привести к серьезным травмам. Поэтому, для обучения они не очень подходят.
Для этого гораздо лучше подходит трамплин со столом, то есть между вылетом и приземлением нет разрыва, а есть ровная площадка, насыпанная по уровню края вылета. Приземление на стол хоть и ощущается не так мягко, как точное попадание в приземление, однако, не приводит к падению и позволяет относительно безопасно кататься и учиться прыжкам.

трансфер

По траектории полета трамплины тоже различаются. 

  • Дабл - трамплин, у которого приземление находится на одном уровне с вылетом.
  • Степ-даун - трамплин, у которого приземление находится ниже вылета.
  • Степ-ап - трамплин, у которого приземление находится выше вылета.
  • Трансфер - трамплин, приземление которого находится в другой плоскости относительно вылета. При прыжке с такого трамплина велосипед надо перекладывать в полете.

Дропы

дроп в кросс-кантри

Дроп принципиально отличается от трамплина тем, что это прыжок в склон с плоской поверхности, то есть не имеющей вылета.
Он может иметь определенную высоту, которую обязательно нужно пролетать, а может быть просто резко переходящей в спуск плоской частью трассы с которой при большой скорости получается вылететь в склон.

Контр-уклон

Это специально подготовленная конструкция, упрощающая и ускоряющая прохождение поворота. Контруклон создает колесам велосипеда, заложенного в поворот, перпендикулярную плоскость, по которой тот и едет, тем самым значительно улучшая сцепление велосипеда в повороте.

воллрайд

Контр-уклон при прохождении которого велосипед находится параллельно земле называется воллрайд. И это, в прямом смысле, езда по стене.

Свитчбек

Этот элемент часто является разновидностью контруклона, но часто использует и естественных рельеф тоже.  Так называется часть трассы, представляющая собой резкий разворот на 180 градусов на уклоне. Часто встречается другое название этого элемента - шпилька.

Шоры

Так называют любую конструкцию, представляющую собой деревянный мост из досок на трассе

Как правило, шоры используются для следующих целей:

  • Проложить трассу по рельефу, который невозможно проехать по земле. Например, через болото, бурелом или овраг.
  • Для того, чтоб сделать петлю на трассе, не создавая пересечения потоков гонщиков при этом.
  • В качестве вылета для трамплина.
  • В качестве плоскости для того, что с нее дропнуть.
  • Если нужно обеспечить трассе гладкость и накат перед трамплином, а рельеф не позволяет это сделать, например грунт мягкий или много живых камней.  Пример - пролет через дорогу на RedBull Hardline.

Резюме

Вот, небольшой список, ознакомившись с которым вы начнете немного представлять себе устройство трассы или синглтрека для горного велосипеда. А фраза "Там после двух контр-уклонов дроп с шора" перестанет звучать как заклинание на неизвестном языке.