Любой велосипедист в процессе эволюции своих навыков, решающий перейти на новый уровень владения велосипедом, в конце концов сталкивается с выбором специальной велосипедной экипировки. Комплект «продвинутого любителя» состоит не только из шлема и велосипедной одежды, но и из специальной обуви. Главными аргументами перехода на контактные педали являются комфорт и максимальная эффективность от педалирования во время езды. Чтобы процесс перехода с педалей-платформ был максимально безболезненным, существует несколько советов для тех, кто решил сменить привычный для себя уклад и начать ездить на «контактах».

1) Зачем нужны контактные педали
2) Основы основ езды на контактах
3) Как освоить контакты быстрее

 

Зачем нужны контактные педали?

Существует масса аргументов в пользу использования контактных педалей, и пресловутое «потому, что на них ездят профессиональные велосипедисты» здесь далеко не на первых позициях. Положительные стороны:

  • Езда на контактных педалях позволяет включать в работу большее количество мышц ног. Если на «топталках» все усилие передается только за счет давления ноги вниз, то с помощью контактов появляется возможность тянуть педаль вверх. Данная техника используется спортсменами и называется «круговое педалирование», которая позволяет равномерно распределять силу на разных фазах вращения педалей.
  • Если шипы в вашей велообуви установлены и настроены правильно, то вкупе с правильной установкой седла и руля вам удастся занять максимально комфортную посадку на велосипеде, снижая при этом вероятность травмы и повышая эффективность езды.
  • Встегиваясь в педаль вы лишаете себя одной из главной причин, по которой происходят падения при езде – соскальзывание ноги с педали-платформы.
  • Контактные педали позволяют закрепить ноги равномерно относительно продольной оси велосипеда, что исключает перекос при педалировании и тем самым снижает нагрузку на колени.

На рынке существуют разные варианты исполнения контактных педалей и шипов для обуви, которые с ними используются, но все они устроены по одному принципу – встегивание путем нажатия на педаль до щелчка и выстегивание путем отвода пятки в сторону. Для шоссейных велосипедов максимальное распространение получили педали и шипы бренда LOOK. Их строение позволяет жестко встегнуться в педаль, при этом люфт и минимальное движение шипа в педали отсутствует. Это сделано для того, чтобы минимизировать любую потерю энергии и сделать вращение педалей максимально плавным.


Среди горных велосипедов широкое распространение получили педали и шипы формата SPD. В отличие от LOOK, чьи шипы выполнены из пластика, SPD шипы выполнены из металла, т.к. предназначены для агрессивного использования с частыми встёгиваниями и выстёгиваниями. Для удобства новичков компания Shimano предлагает разнообразные модели контактных педалей, среди которых есть варианты со встроенной платформой, дающие возможность использовать разную обувь.    

 

Основы основ езды на контактах

  1. Перед тем, как начать движение, встегнитесь одной ногой и проверните педали так, чтобы встёгнутая нога была в верхнем положении.
  2. Надавите на педаль, оттолкнитесь и сядьте на седло.
  3. Поднесите вторую ногу к педали, поместите её так, чтобы шип на велотуфле находился над механизмом педали, и надавите до щелчка.
  4. Если не получается встегнуться с первого раза, можно сделать оборот педалями и повторить попытку.
  5. Встегнувшись, прокатитесь немного и вы почувствуете разницу по сравнению с педалями-платформами – усилия стали более равномерными.
  6. Чтобы выстегнуться, сбавьте скорость и движением пятки в сторону освободите ногу из механизма. Важно не останавливаться полностью, так как несвоевременное выстегивание может привести к падению.

Вспомните себя, когда вы первый раз сели на велосипед - балансируя на двух колесах, боясь упасть. Страшновато, не правда ли? Не страшно, если вы научились ездить на велосипеде в детстве. Понаблюдайте за детьми, которые осваивают велосипед – поворачивать, тормозить и крутить педали в самом начале у них не получается точно так же, как и у взрослого, который осваивает велосипед в первый раз. Но с каждой поездкой и взрослый, и ребенок, учатся держать баланс и рулить, "записывая на подкорку" все движения.



Недаром говорят – один раз прокатившись на велосипеде, вы никогда не разучитесь ездить на нём. С контактными педалями та же самая история – совершите несколько поездок и со временем вы привыкните к новым для себя ощущениям. Вот несколько советов, которые помогут вам освоить контакты быстрее:

 

  • Запомните, что остановка – это выстегивание. Частая ошибка новичков, которые еще не до конца привыкли к контактным педалям, это падения при остановке, когда велосипедист забыл, что его ноги встегнуты в педали и он не успевает выстегнуться. Зачастую при таких падениях можно отделаться царапинами и пошатнувшейся самооценкой, но на дороге такая ошибка может привести к серьезным последствиям и даже аварии. Вам нужно натренировать свой мозг, что при каждой остановке надо выстегиваться. И даже если вы остановились и забыли выстегнуться – не паникуйте, выстегивание занимает доли секунды, если вы вовремя среагируете, то не упадете.
  • Попрактикуйтесь дома. Идеальный вариант для освоения движений встёгивания и выстегивания – велостанок, в который вы можете вставить велосипед и поимитировать езду на улице. Если же станка у вас нет, то можно приставить велосипед в дверной проем и, держась рукой за стену, потренировать движения.
  • Попрактикуйтесь на траве или где-нибудь, где вы чувствуете себя комфортно. Если вы сильно переживаете и боитесь упасть, попробуйте попрактиковать движения на газоне. В этом случае вам не придется реагировать на светофор или других участников дорожного движения, будь то автомобили или пешеходы.
  • Отрегулируйте педали под себя. На современных моделях контактных педалей есть специальные регулировочные болты, которые позволяют настроить педали так, что вам будет легко встегнуться и выстегнуться. Но не стоит забывать, что чем туже затянут регулировочный болт, тем меньше нога люфтит в педали и меньше риск того, что на неровности нога самопроизвольно выстегнется.
  • Не обязательно встегиваться, чтобы крутить педали. Интересный момент – если вы не успели встегнуться, то это не значит, что нельзя ехать. Бывают разные ситуации, когда не сразу получается встегнуться и услышать нужный «клик», а вам надо, к примеру, тронуться на светофоре – в таком случае ногу можно поставить на педаль, проехать небольшой отрезок и снова попытаться встегнуться. В таком случае будьте внимательны и следите, чтобы нога не соскользнула с педали.
  • Встёгивание в горку. Намного проще встёгиваться, когда вы едете по ровной поверхности и у вас достаточно скорости, чтобы сконцентрироваться на педалях. Но, стартуя в уклон, можно испытать некоторые трудности, т.к. вам надо одновременно удержать баланс и ехать вперед. Совет прост – встегнитесь одной ногой, начните движение, а как только наберете нужную скорость – надавите на педаль и встегнитесь.

Самое главное во время освоения контактных педалей – это практика. Попрактикуйтесь несколько недель, и вы с удивлением заметите, что управлять велосипедом стало намного легче, а количество энергии, требуемое для разгона и поддержания скорости, снизилось. Не удивимся, если вскоре вы спросите себя: "как же я ездил до этого?!".