В этой статье немного поговорим о прыжках на горном велосипеде. Ведь прыжки это квинтэссенция маунтинбайка, говорим горный велосипед и сразу на ум приходят прыжки. Конечно это очень сложная и насыщенная тема и ее совершенно точно не получится рассмотреть в одной коротенькой статье, однако рассмотрим хотя бы базовые понятия, касающиеся прыжков.

Итак, прыжки. Для начала стоит определиться с тем, какой велосипед лучше всего выбрать для прыжков и как его настроить.
Говоря о том какой нужен велосипед, мы, разумеется, имеем в виду выбор между хардтейлом и двухподвесным велосипедом. Вот и обратим внимание на преимущества тех и других.

Преимущества хардтейла

  • Можно прыгнуть выше и затратить на это меньше сил
  • Удобнее прокачивать памп
  • Легкий велосипед дает легкость взлета

Преимущества двухподвеса

  • Прощает ошибки
  • Мягче приземление при большом прыжке, или прыжке без четкого приземления
  • Больше контроля на подъезде к трамплину и выкате с приземления

Итак, если вы хотите только прыгать на выглаженных трамплинах, пампе или бмх-треках то лучше брать хардтейл. Если прыжок для вас это лишь кусочек жесткой даунхилльной трассы, то лучше всё-таки брать подвес, который гораздо комфортнее чувствует себя в этих условиях.

Базовые навыки

Немного о базовых навыках, которыми вам было бы неплохо обладать перед тем, как начинать тренировать прыжки

Атакующая позиция. Альфа и омега, не наработав стойку лучше вообще не начинать занятия на настоящих трассах и трамплинах.

Банни-хоп и прыжки на плоскости. Вам надо уметь разгружать и загружать разные колеса, уметь прыгать отталкиваясь от земли, вам надо чувствовать прыжок и уметь распрделять свой вес так как вы хотите, а не так, как придется.

Прокачка и памп. То же самое, что и в предыдущем пункте. Велосипед должен быть полностью контролируем вами, ане хаотично прыгать на кочках.

Топталки. Все эти навыки должны быть наработаны на топталках, так как контактные педали позволяют тянуть педали ногами, что приводит к многочисленным ошибкам в технике, исправление которых займет очень много времени.

Не бояться. Да, перед тем как начинать прыгать вы должны научиться не бояться ездить на велосипеде и не цепенеть от ужаса при малейшей опасности.

Теперь немного о трех составляющих частях прыжка с трамплина, а именно: вылет, полет и приземление.

Вылет

От того как вы вылетите с трамплина в общем зависит то, насколько успешным будет ваш прыжок. Чтоб нормально вылететь с трамплина и контролировать себя в полете, вам нужно оттолкнуться от вылета. Для этого вам нужно сделать движение аналогичное движению при банни-хопе в тот момент, когда ваше переднее колесо уже оторвалось от земли. Соответственно при подъезде к вылету вам нужно загрузить велосипед и можно выпрыгнуть разгрузив его на вылете. Очень важно при этом не дергать руль руками на себя и оставаться в атакующей позиции. Если вы прыгнете дернув руль или педали, ваш полет получится хаотичным и неконтролируемым, что может закончиться не очень хорошо.

Полет

Успех полета, как уже было сказано, в основном зависит от вылета. Главное в полете не оставаться скованным и оставить себе пространство для маневра, чтоб скорректировать приземление, например подтянув велосипед к себе или просто сделать какой-нибудь трюк.

Приземление

Во-первых, переднее колесо должно приземлиться первым. Когда ваше заднее колесо еще находится в воздухе, переднее уже должно вкатываться в край приземления. Старайтесь приземляться как можно мягче, при этом загружая велосипед как только оба колеса коснулись земли. Так у вас будет достаточно контроля и вы сможете дальше прокачивать серию трамплинов.
Никогда не нажимайте на тормоза сразу после приземления. Даже если все идет очень плохо, нажатие на тормоз только усугубит ситуацию.
Учитесь заранее выбирать место куда вам нужно попасть, прицеливаться и прыгать точно в него. Как недоле, так и перелетом могут быть одинаково опасны и травматичны.

Существует два основных способа прыгнуть трамплин.

Амплитудный высокий прыжок

Как правило при таком прыжке вы можно отталкиваетесь от вылета, высоко взлетаете и летите по параболической траектории. Особенно удобно это делать на радиусных вылетах. Амплитудный прыжок делается на относительно небольшой скорости, она сильно теряется в процессе прыжка и сам прыжок занимает много времени. Но фаза полета получается длинной, вы можете успеть сделать трюк или еще что-нибудь.

Скоростной прыжок

Когда скорость очень большая и вам нужно ее сохранить, вам нужно проглотить вылет, прыгнуть максимально низко. Для этого вам нужно загрузить велосипед не перед вылетом, а прямо на нем в момент отрыва от земли. Вы полетите вперед по практически прямой траектории, при этом прыжок займет очень мало времени, а скорость практически не снизится.
Помимо этого существует еще огромное количество уже более узкоспециальных прыжковых техник и типов трамплинов, вроде трансферов и степдауном. Но об этом поговорим подробнее в другой статье.

Итак, как же начинать тренировки прыжков.

Вам понадобится велосипед с топталками, набор защитной экипировки и небольшой дабл, обязательно со столом, который можно как перелететь, так и не долететь и это не повлечет никаких проблем. Сначала научитесь просто не бояться прыжка, а потом потихоньку набирайте скорость, учитесь отталкиваться от вылета, либо проглатывать его, и только когда будете делать это расслабленно и уверенно переходите на большие и сложные трамплины с разрывами, дропы, трансферы и прочее.