Можно долго спорить по поводу железок и выбрасывать кучу денег на обновки, но, как известно, велосипед не может успешно ездить без велосипедиста (или делает это не так далеко и не долго). То, как вы управляете велосипедом, является одним из ключевых параметров и залогом успеха.

В нашей новой серии статей мы расскажем, как добиться правильной посадки на велосипеде, которая наверняка сделает вас быстрее и облегчит управление байком. В прошлой части мы говорили о руках и их расположении на руле, сегодня же речь пойдет про ноги, положение туловища и взгляд.

В статье будут рассмотрены следующие аспекты:

  1. Зачем вставать?
  2. Ноги;
  3. Пятки;
  4. Колени;
  5. Туловище;
  6. Взгляд;
  7. Практика;
  8. Итог.

Правильная посадка, сидите вы или стоите, позволяет быстро, а главное – безопасно передвигаться по трассе. Положение сидя – предпочтительнее для педалирования, но если вам нужно резко ускориться или преодолеть какое-то препятствие в виде дропа или техничной секции, то вы должны быть готовы к тому, что придётся оторваться от сиденья.

 

Зачем вставать?

Пока вы сидите, большая часть вашего веса приходится на седло, что логично, и все удары, которые приходят через колёса и подвеску в ваш велосипед, передаются через седло прямо в вас. Следовательно, оставаясь в седле, вы не сможете эффективно и качественно обрабатывать препятствия на спуске и в конечном итоге можете упасть.

Вставая с седла, вы задействуете руки и ноги для гашения ударов и преодоления препятствий, следовательно, снижается шанс упасть из-за неровностей трассы.

Давление на седло

 

Ноги

Вы наверняка замечали, что многие неопытные велосипедисты, когда едут сидя или стоя, держат одну из ног внизу. Это неправильное положение ног! Помимо неверного распределения веса, такие велосипедисты банально уменьшают клиренс своего велосипеда и рискуют зацепиться этой педалью за что-либо. Да и подумайте сами, что легче: стоять на одной ноге или на двух? То-то же! Поэтому в исходной позиции ноги с шатунами должны быть параллельны земле, не забывайте про это.

Неправильная посадка

Поначалу ездить с параллельными земле ногами может быть слегка необычно. Скорее всего, вам будет удобнее ездить с какой-то одной ногой спереди (она будет ближе к переднему колесу), и слегка необычно с другой ногой спереди. Не переживайте, это так же нормально, как и уметь писать одной рукой, однако профессиональные гонщики умело управляются с велосипедом при любом раскладе. Если хотите быть уверенным в своих способностях, то тоже можете тренироваться, поочередно меняя ноги.

 

Пятки

Стоя на педалях вы уже не загружаете седло, а весь ваш вес проходит через ноги. Чтобы на техничных участках с камнями и корнями по инерции ноги не слетали с педалей опустите пятки вниз. Вы удивитесь насколько стабильнее и проще так ехать.

Опустите пятки

 

Колени

Как и в случае с локтями, чтобы эффективно обрабатывать неровности нужно слегка согнуть колени. Если перед вами появится яма и её нужно будет отработать, то вы разогнёте колени и выпрямите ноги. Если на вашем пути появится кочка, то вы сможете «проглотить» её согнув колени всё просто. С ровными руками и ногами вы не сможете эффективно отрабатывать препятствия, помните это!

Ноги параллельны земле

 

Туловище

В связке райдер-велосипед центр масс находится где-то между седлом, выносом и вашей грудью, чем ниже вы опустите грудь, тем ниже будет центр масс. Но не стоит перегибать, опуская слишком сильно, на кочке можно получить рулём или седлом, да и нагрузка на поясницу будет только расти. Поэтому займите положение, когда вы наклонены к рулю, руки согнуты, но они не опираются на руль. Всем весом вы должны давить именно на педали. Это называется базовая или нейтральная позиция.

Нейтральная позиция

 

Взгляд

Уже давно известно то, что, двигаясь по трассе вам нужно смотреть именно туда, куда вы хотите попасть. Если вы будете смотреть под переднее колесо или на пару метров дальше него, то можете оказать неготовыми к внезапно появившейся коряге на трассе.

Базовая позиция

Чем дальше вы смотрите, тем больше видите и тем меньше кажется ваша скорость. Мы рекомендуем смотреть на 10-15 метров вперед по трассе. Как только вы переведёте взгляд дальше, голова сама станет в удобное положение.

 

Практика

Практика позиции на велосипеде

Если вы боитесь или сейчас просто нет возможности выбраться на какой-то трейл и потренироваться, то для отработки положения на велосипеде сойдёт даже стена у вашего дома. Поставьте велосипед так близко к стене, чтобы руль упирался в неё и вам не нужно было держать равновесие. Заберитесь на велосипед и скомбинируйте все знания, полученные из наших статей. У вас должно получиться примерно так:

  1. Локти согнуты и широко расставлены;
  2. Шатуны параллельны земле, колени согнуты, пятки опущены;
  3. Голова поднята, взгляд смотрит вперёд.

Вот прекрасный пример атакующей позиции уже на трассе, которую снова демонстрирует Аарон Гвин:

Аарон Гвин на трасе

 

Итог

Используя знания, полученные из наших статей, вы сможете комфортно и быстро передвигать по трассам, и быть готовым к любым неприятностям. Катайтесь правильно и в своё удовольствие!

Вот вам небольшое видео от GMBN, который любезно перевёл Серж Расклад: