Торможение - самый базовый навык. Пока вы не умеете тормозить, не стоит даже начинаать кататься по трассам для горного велосипеда. К счастью, торможение не самый невероятно сложный навык и освоить его можно за пару дней.

Для начала рассмотрим те части велосипеда, которые будут влиять на торможение. По большому счету их всего две.

Тормоза

Ну, во-первых, на торможение, конечно, влияют тормоза. Тормоза бывают разные, начиная от ноги заканчивая лютыми гидравлическими стоп-кранами. Говоря о горном велосипеде мы, а приори, будем говорить о гидравлических дисковых тормозах. 
На тормозные свойства тормозов будут оказывать влияние:

Мощность самого тормоза. Некоторые, особенно бюджетные модели гидравлических тормозов обладаю крайне низкой мощностью и подходят для использования максимум в кросс-кантри.

Колодки. Бывают органические и металлические. Вторые намного лучше работают, дольше ходят но и стоят ощутимо дороже. Впрочем, для катания в горах лучше все-таки не экономить и брать хорошие оригинальные колодки.

Роторы. Во-первых, они, конечно, должны быть чистые, ротор на который попало, например, масло тормозить будет так себе. Чем больше диаметр ротора, тем мощнее он будет тормозить и больше будет модуляции. Однако, использование больших роторов в нерассчитанных на это кросс-кантрийных вилках может привести ко всяким неприятностям.

Главная проблема тормозов это перегрев. Чтоб уменьшить риск перегреть тормоза можно использовать колодки с радиаторами, роторы айс-теч или роторы с радиаторами. Однако, перегреть можно любые, чтоб по возможности этого избежать старайтесь хоть немного отпускаться во время спусков и давать тормозам отдых.

Покрышки

Покрышка тоже непосредственно влияет на качество торможения. На это также влияет несколько факторов:

Рисунок протектора и компаунд. Особенно центральные шипы. Чем они крупнее и реже, тем лучше цепляются за грунт и врываются в него. Соответственно, торможение происходит гораздо быстрее и качественней. Чем мягче компаунд, тем, опять же, покрышка лучше зацепляется за грунт.

Давление. Чем оно меньше, тем лучше зацеп покрышки. Только не перестарайтесь, сильно сдутую покрышку будет тащить в поворотах, ее легко пробить или сорвать с обода.

Погодные условия и грунт. Как вы понимаете, ждать идеального держака и торможения во время ливня на глине или на лютой пересушенной сыпухе это все равно, что ждать чуда. В таких условиях лучше вообще не допускать блокировки колеса и стараться тормозить только в местах с наилучшим держаком из возможного.

Несколько советов по торможению

Нажимайте тормоз одним пальцем

Это важно, если не получается достигнуть нужного усилия, значит тормоза надо менять. Нажимая на тормоз одним пальцем, вы оставляете себе возможность крепко держать руль остальной рукой. Настройте ручки так, чтоб в стартовом положении палец был согнут, это снизит нагрузки на него в длительных спусках

Не блокируйте колеса

У тормоза есть такой параметр, как модуляция. То есть дозирование тормозного усилия. Лучше будет если ваши колеса будут крутиться во время торможения, это сохранит зацеп с поверхностью. Заблокированное колесо моментально теряет держак и уходит в занос. Одно дело если этот занос вы контролируете и так задумано, а совсем другое, когда нет.

Загружайте велосипед при торможении

Вжимайте велосипед в землю во время торможения. Это многократно усилит тормозное усилие, ваш велосипед не будет раскидывать на всяких камнях-корнях и еще дополнительно добавит сцепления. Тормозить на разгруженном велосипеде вообще идея плохая, это занятие весьма хаотичное и непредсказуемое.

Ищите участки для торможения

Не надо ехать все время на тормозах. Это, во-первых, скучно, во-вторых медленно, в-третьих, вы можете эти тормоза банально перегреть, и они пропадут. Ищите места где вы будете отпускаться, то есть бросать тормоза и места с хорошим держаком или упором, где вы будете вжиматься и мощно оттормаживаться, сбрасывая скорость. Когда вы начнете применять такую технику ваше катание заиграет новыми красками.

Резюме

Правильно подобранные исправные тормоза и следование нескольким простым рекомендациям при торможении могут сильно улучшить ваше катание. Главное, не спешите сразу лезть на огромную гору и ехать вниз с обрыва. Отработайте навыки в безопасном месте на плоскости и только потом переходите к серьезной практике.