Предположим, вы первый раз в жизни выбрались на кросс-кантри гонку. Вот, старт все куда-то гонят, ну и вы тоже, первое непреодолимое препятствие - спуск. Спешиваетесь, бежите его пешком, вскакиваете на велосипед, гоните дальше, и тут снова препятствие, на этот раз подъем, его вы тоже заехать не в силах, бежите пешком, преодолев так один круг гонки и изрядно устав, возвращаетесь к старту и прекращаете насилие над собой. 
Однако, впечатления, а вместе с ними и интерес у вас остались. Вы понимаете, что надо тренироваться. И вот, вы покупаете велосипед получше, узнаете что такое контактные педали и начинаете их использовать, учитесь ехать вниз не нависая на руле, проезжаете свои первые двести километров, любой подъем в лесу теперь не составляет для вас проблем. 
Вы решаете, что пришла пора повторить свой дебют.

И вот, вы уже вроде и едете быстро, а обогнать никого не получается, и до финиша вы едва живым доезжаете. Что же делать?

Ну, во-первых, разумеется, тренироваться еще больше и более вдумчиво. Но это предмет другой статьи. 
А в этой статье речь пойдет о том, как ехать гонку.  Помимо прочего в кросс-кантри гонках есть своя особенная тактика, которой нужно придерживаться и свои фишки, которые могут облегчить вам жизнь. 
Вот здесь и опишем несколько фундаментальных моментов в тактике для кросс-кантри.

Смотрите трассу

Это нужно делать обязательно, как бы лень вам не было. Нельзя выработать тактику для трассы, которой вы не видели.
На что же нужно обращать внимание при просмотре трассы?

  • Осматривайте синглтрек, запоминайте на какой скорости к нему подъезжать, в какую сторону поворачивать, места загрузок и разгрузок. Если не сделаете во время просмотра - придется делать это по ходу гонки, что негативно скажется на времени прохождения.
  • Запоминайте расположение подъемов спусков и плоских перегонов, чтоб распределить свои силы на круг.
  • Запоминайте где начинаются резкие и внезапные торчки, чтоб подъезжать к ним на подходящей передаче.

Ищите траектории

Ищите на синглтреках более выгодные и быстрые легальные траектории. Главное не забывайте, что делать это нужно только в границах, разрешенных разметкой.
Ищите места в которых можно обогнать участников если это вдруг понадобится.
На некоторых подъемах, например, на корневых или подъемах со свитчбеками тоже есть хорошие и плохие траектории, ищите их.

Не неситесь

Кросс-кантри гонка длится полтора часа, не нужно гнать на максимальной мощности выпучив глаза со старта. Такая тактика применима для гонок шорт-трек, но никак не для олимпийского кросс-кантри. Вы просто выдохнетесь в первые десять минут и остаток гонки будете страдать и едва ехать. Не надо пытаться удержаться за заведомо гораздо более сильным гонщиком, вы может и проедете у него на колесе круг, но для него это будет работа в нормальном темпе и он поедет дальше, а вы вымотаетесь в нули и остаток гонки будете еле ехать.
Ехать на всю имеет смысл только тогда когда вы уверены, что сможете держать такой темп до самого финиша. То есть, проехать последний круг гонки стоя на педалях и валя во всю дурь - неплохая идея. Делать так со старта - плохая.

Используйте свои преимущества

Если вы хорошо едете синглтрек - вы должны сделать все, чтоб вырваться вперед к его началу.  Вы сможете как следует оторваться от более сильных, но менее техничных противников за это время. Если вы хорошо едете вниз, то вы можете еще и отдохнуть во время спуска, соответственно поднажать в подъем. 
Если вы хорошо крутите, но плохо едете вниз, не надо стараться ехать быстро, едьте стабильно. Старайтесь отдохнуть на спуске, если вы будете пытаться ехать как можно быстрее, вы все равно будете проигрывать техничным парням, но при этом еще и будете очень сильно уставать, теряя силы, которые могли бы потратить для того, в чем действительно сильны.

Ешьте и пейте

Не пренебрегайте гелями или бананами, своевременное поступление дополнительной энергии увеличит ваше кпд. 
А обезвоживание вообще ваш главный враг, поэтому чем больше вы пьете, тем лучше, при этом пить, конечно, желательно изотоник.

Резюме

Как вы видите, помимо физической силы и технической подготовки в кросс-кантри еще нужно иногда планировать и думать. Помните, у вас есть тактика и вы должны ее придерживаться.