Вместе с переводом стрелок на час вперед и удлинением светового дня наступает очередной летний велосипедный сезон. После снежной зимы понемногу просыхают трейлы и лесные дороги, а из зимней спячки начинают выходить велосипедисты. При этом стоит заметить, что спортивная форма большинства из них тоже требует оттепели.

Часто бывает так, что трейлы после зимы немного меняют свою форму по ряду естественных причин, поэтому, выехав весной на первую покатушку, есть риск ощутить на себе неприятный факт, что за зиму некоторые навыки немного подзабылись. Безусловно, езда зимой помогает заметно улучшить навыки катания, однако она серьезно отличается от езды летом.

Катание на велосипеде летом

Как только весна начала вдыхать жизнь в дороги, трейлы и лесные тропки, самое время напомнить телу о забытых навыках, прийти в форму и прогрессировать в течение всего сезона. Отсчет до летних дней уже начался, поэтому в этой статье мы попробуем рассказать вам о ключевых моментах в подготовке к новому сезону. Предсезонная подготовка ограничена не только физическими и психологическими аспектами, но и наладкой самого железного коня.  

Настройка байка

Подготовка велосипеда – это самое очевидное, с чего следует начать, когда речь заходит о подготовке к новому сезону. Не удивительно, если много людей, как только температура осенью резко пошла вниз и заморосил дождь, оставили велосипед храниться в том виде, в котором они приехали последний раз с покатушки. Грязь, вода, песок и остатки смазки, засохшие на компонентах, как минимум должны быть смыты на мойке. Идеальный вариант – это помыть велосипед осенью, сделать плановое ТО и оставить храниться в теплом помещении. Весной вам надо будет только проверить затяжку основных резьбовых соединений, смазать цепь и накачать колеса.

Большинство велосипедистов предпочитают отдать велосипед в веломастерскую, где опытный механик сделает полное ТО велосипеда перед сезоном, так что вам потребуется только пригнать велосипед и забрать его через несколько дней. Если же вы предпочитаете самостоятельно следить за велосипедом, то мы рекомендуем придерживаться следующего чек-листа:

  1. Проверка износа трансмиссии. Пристальное внимание следует уделить проверке растяжения цепи, так как её несвоевременная замена влияет на износ всей трансмиссии: заднего блока звезд, роликов заднего переключателя, передних звезд.
  2. Эффективность работы переключателей может заметно улучшиться при чистке и смазки, а чаще всего при замене тросиков и рубашек трансмиссии.
  3. Подвеска велосипеда – передняя вилка и задний амортизатор (в случае двухподвеса) – также требует планового обслуживания. Важность проведения техосмотра подвески состоит в том, что несвоевременное обслуживание этих компонентов может привести к необратимым последствиям – вовремя неубранная грязь из сальников попадает на трущиеся части (ноги, штоки, тефлоновые башинги) и выводит их из строя. После таких повреждений компоненты перестают исправно работать, а цена на новые запчасти в десятки раз больше той цены, которую вы бы отдали за ремкоплект и работу мастера.
  4. Обратите внимание на подшипники в рулевой, каретке и во втулках. В зависимости от типа подшипников (насыпные или промышленные), обслужите их или замените.

Новая обувь.. для вашего велосипеда

При езде зимой чаще всего требуются широкие покрышки с крупным протектором. Чаще всего те велосипедисты, которые катаются круглый год, покупают комплект зимней резины с глубоким протектором и шипами для льда.

Летом же на сухих и плотных лесных тропках и грунтовых дорогах нужды в таких покрышках нет. Установка летних покрышек с меньшим протектором увеличивает накат и практически не снижает зацеп на плотных тропках и дорогах. Проверьте износ ваших покрышек – на большинстве из них присутствуют контрольные метки износа, к тому же вы сами можете визуально контролировать степень износа резины. Если вы чувствуете, что вам не хватает зацепа и покрышка изношена, самое время их заменить. Более того, если ваши обода позволяют установить покрышки бескамерно, то мы рекомендуем сменить камеры на герметик.

Выносливость и сила

Уход за велосипедом и поддерживание его в исправном состоянии положительно скажется на техническом аспекте подготовке. При этом следует также уделить внимание «мотору» или, попросту говоря, нашему физическому состоянию. После зимнего «ничегонеделанья» и редких поездок в хорошую погоду самое время скинуть с себя теплое одеяло и начать приводить себя в форму.

Тренировки на велосипеде

Садитесь на велосипед и начинайте понемногу раскатываться. Это необязательно поездки по трейлам или объемные тренировки – как вариант, можно ездить на работу на велосипеде или устраивать вечерние короткие поездки после работы.

Наравне с общефизической подготовкой не помешает заняться «кором» или мышечным каркасом тела. Добавьте в режим дня отжимания, приседания и подтягивания – мышцы кора помогут вам удержать велосипед на спуске или в подъем. 

Гидрация – незаслуженно без внимания

Этот пункт больше всего применим к летнему периоду, но потеря влаги во время интенсивных тренировок актуальна даже зимой. «Потеря влаги во время активности снижает объем циркулируемой в организме крови, равно как и в отдельно взятых клетках». Не надо быть доктором, чтобы понять, что обезвоживание отрицательно влияет на производительность и вышечную активность.

Пить надо не только тогда, когда вы почувствовали сухость во рту. Не ждите, пока ваш рот не пересохнет как ручей в знойный летний день. Количество воды, которое следует употреблять во время поездки, во многом зависит от индивидуальных особенностей и интенсивности. Рекомендуется в-среднем пить по пол-литра воды каждый час, при высокой интенсивности нагрузки – по литру каждый час.  

Контролируем скорость

Летом скорость езды может вырасти быстрее, чем цена на бензин. Запросто можно заметить, что летом вы едете намного быстрее там, где зимой тратили больше времени. Возросшая скорость попросту может привести к падениям или отсутствию уверенности на дороге или на трейле, не говоря уже про то, что велик шанс по привычке не вписаться в поворот.

Прохождение спусков

Внезапно возникшее чувство страха на высокой скорости может привести к панике. А это в свою очередь влечет за собой неосознанную реакцию вне зависимости от ваших навыков. Испугавшись на секунду, можно непреднамеренно немного вильнуть рулем или нажать на тормоз, что может привести к падению. Лучше сбавьте для начала темп, не ускоряйтесь резко и плавно тормозите. Это лучше, чем внезапно запаниковать и затормозить или, чего хуже, остолбенеть в панике, тогда как велосипед резко набирает скорость на спуске. Никоим образом не значит, что надо тормозить постоянно, наоборот – контролируйте скорость на входе на спуск, чтобы было время для реакции.

Прокачиваем сильнее и больше

Как только трейлы просохли, вы начнете «вжухать» быстрее даже на небольшой секции. Там, где зимой из-за высокой влажности и обилия грязи приходилось тщательно подбирать скорость, траекторию и корректировать руление, летом можно намного быстрее и более предсказуемо проезжать препятствия, повороты и технические элементы.

Сухие трейлы позволяют получить больше возможностей их проезда, в том числе на высокой скорости. Даже небольшая кочка на высокой скорости перестает быть значимым препятствием, её можно прокачать или даже перепрыгнуть, не потеряв в скорости. Можно прикладывать больше усилий и не бояться, что велосипед слизнёт и вы вылетите с траектории.    

Подвеска – это руки и ноги

Жесткая подвеска, быстрый отскок, высокое давление в шинах – на жестких трассах от вас может потребоваться больше усилий для отработки неровностей, корней, камней и прочих препятствий. Брыкающимся велосипедом непросто управлять, однако, достаточно быть подвижным и двигать корпусом в зависимости от участка. Руки и ноги во многом выступают в роли подвески, поворот плеч и корпуса помогает рулить, перенос веса тела вперед и назад способствует эффективному торможению и прохождению спусков. Важно не быть постоянно напряженным, наоборот – слегка расслабленным и пластичным.    

Смотри вперед

Ничего нового – чем быстрее едешь, тем дальше вперед необходимо смотреть. Если вам надо больше времени на принятие решения, у вас есть 2 пути: снизить скорость или смотреть дальше по пути трейла. Поднимите голову и смотрите не под колесо, а дальше вперед, подключите периферийное зрение. Заранее увиденные элементы трассы помогают заблаговременно выбрать скорость, траекторию прохождения участка, прикинуть возможные риски. Знание того, что на сухом грунте больше сцепления, а сухие корни - наименее скользкие, поможет вам в более уверенном и скоростном проходе участка трассы.

Тренируйся дольше и качественнее

С приходом весны, у вас появляется больше возможностей для катания в светлое время суток. Ранние восходы и поздние закаты по сравнению с темными зимними днями позволяют удлинить по времени покатушку или тренировку. Самое время сейчас, в предсезонку, хотя бы 1 выезд целиком посвятить развитию навыков.

Уделите внимание тренировкам положения тела, поворотов и торможения. Научитесь смотреть вперед и грамотно распределять энергию. Обратите внимание в какой момент времени вы принимаете решение – заблаговременно перед входом на спуск или в процессе его прохождения? В этом вам поможет запись себя на видео и дальнейший разбор увиденного со стороны. Довольно часто кажется, что на определенном участке всё делаешь правильно и вовремя, но со стороны сразу бросаются в глаза ошибки и неточности в технике.

Выбор траекторий

Траектория движения

Ранняя весна прекрасна тем, что в лесах и байк-парках еще не успела вырасти трава и распуститься листья на деревьях. Это дает возможность выбора дополнительной траектории, тогда как летом леса сильно зарастают и от широкой траектории остается лишь узкая тропка. Появляются места для объезда сырых корней, возможность прокачать кочки или объехать препятствие чуть в стороне. Особенно это касается зимы, когда по снегу накатывается одна траектория без возможности дополнительного маневрирования.

Тренируйся с умом

Существует достаточно причин, по которым люди становятся лучшими в любом спорте. Обязательно для каждого – занятия с тренером, тренировочные планы и анализ результатов. Высока вероятность того, что в вашем возрасте вы уже не будете чемпионом мира, своей страны или даже региона, где живете и принимаете участие в любительских соревнованиях, но тренировки по плану с соблюдением тренерских рекомендаций могут повысить ваш уровень выносливости и общей физической подготовки. 20 лет катания на велосипеде не значит, что всё это время вы катались правильно, а какие-то простые секреты подготовки могут дать значимый и заметный эффект. Грамотные тренировки – это один из наименее затратных способов среди наиболее значимых вариантов улучшения своего катания.

Расслабься и наслаждайся

Катайся больше и улыбайся. Лето слишком короткое – поэтому выжми из него максимум!

Катание по спускам