В нашей сегодняшней статье мы будем рассматривать только дисковые тормоза. Очевидно, что они имеют ряд преимуществ над ободными тормозами. Если ваше колесо начнет восьмерить, то колодки не будут чиркать об обод, и вы спокойно сможете добраться до сервиса или до дома. При торможении обод не изнашивается, что влияет на долговечность. Их не нужно подстраивать по мере износа колодок или это делается быстро и без лишнего инструмента. В общем, у дисковых тормозов сплошные плюсы. Но что именно взять, механику или гидравлику?
Принцип работы дисковых тормозов прост до безобразия. К втулке вашего колеса, болтами или с помощью специальных шлицов, крепится тормозной диск. На вилку или раму прикручен калипер, который посредством гидролинии или тросика соединяется с вашей тормозной ручкой. При нажатии на ручку колодки зажимают диск и происходит торможение.
Так что же лучше взять, гидравлику или механику? Для начала нужно лучше понимать конструкцию обоих типов тормозов.
Гидравлика
Гидравлические тормоза хорошо знакомы нам с автомобиля. На велосипеде принцип устройства тормозов абсолютно такой же, что не удивительно, ведь такие тормоза перекочевали к нам с автомобиля.
Принципиальную схему устройства дисковой гидравлики вы можете видеть на схеме ниже:
*Поршни в гидравлических тормозах расходятся сами, когда вы отпускаете ручку тормоза, а пружины нужны для того, чтобы тормозные колодки были прижаты к поршням и не терлись о тормозной диск, когда это не нужно. Бывают вариации на тему возвращающей пружины для колодок. Это может быть, как подпружиненная вставка, так и специальное крепление для колодок на поршне. На работу тормоза это никак не влияет.
Плюсы:
- Главный и неоспоримый плюс гидравлики – это то, что даже в самой простой версии тормозов обе тормозные колодки зажимают диск с обеих сторон.
- Калипер центруется сам, если тормоза в хорошем состоянии, были вовремя обслужены и поршни не загрязнены. Это преимущество вытекает из предыдущего пункта. Во время настройки тормозов, при нажатии на ручку тормоза, калипер сам зажимает тормозной диск и вам остается только прикрутить калипер к вилке/раме. Выставлять зазоры между колодками ненужно.
- Прекрасная модуляция и предсказуемость. Гидравлика не зависит от загрязнения рубашек и тросиков, следовательно, после грязевой покатушки гидравлика тормозит так же, как и до неё. На тормозной ручке отлично чувствуется усилие, которое необходимо приложить для блокировки колеса (та самая модуляция).
Минусы:
- Тормозная жидкость набирает влагу. Используете вы тормоза на основе DOT, а может быть на основе минерального масла – это не важно. В любом случае, в течении времени внутрь попадает влага, что понижает точку кипения тормозной жидкости.
- Гидравлика «кипит». Этот недостаток вытекает из предыдущего. Чем ниже точка кипения, тем меньше тепла нужно тормозной жидкости чтобы вскипеть. Если вам предстоит затяжной спуск, во время которого вы будете постоянно тормозить, то в какой-то момент жидкость в тормозах перегреется и вскипит. Как только тормозная жидкость вскипит, в ваших тормозах вместо однородной жидкости появится жидкость + газ. А газ, в отличии от жидкости, отлично сжимается и когда вы нажмёте на тормозную ручку, она просто провалится до грипсы и торможения не произойдет. Даже несмотря на то, что такое бывает редко, стоит это учитывать.
- Сложность в обслуживании. Из-за того, что жидкость набирает влагу, тормоза необходимо прокачивать. Сделать это самостоятельно, без набора необходимых инструментов, крайне сложно. Нужен опыт и навык. Если вы порвали/перегнули/проткнули гидролинию, придется заказывать новую или отдавать тормоза в сервис для замены.
- Цена. Хорошая гидравлика стоит очень приличных денег. Вам нужно будет серьезно раскошелиться!
Конечно, существуют виды катания, где без гидравлических тормозов не обойтись, но это уже более профессиональный спорт, чем простое катание. Касаться этой темы мы не будем.
Механика
Механические тормоза – это как раз тот случай, в котором говорят: «Простота – залог успеха». И это правда! Принцип работы механических тормозов прост до безобразия. Вы жмете на тормозную ручку, которая тянет тормозной трос, который, в свою очередь, тянет специальный рычаг на калипере, который подвигает тормозную колодку к диску. Profit!
Плюсы:
- Механика не кипит. Так как жидкости нет, то и кипеть нечему. Механика будет тормозить до того момента, пока вы не перегреете ротор и колодки, и они не «поплывут».
- Её проще обслуживать. Вам не составит труда заменить тросик и рубашку самостоятельно, это можно сделать даже вдали от цивилизации во время велопохода. Запасной тросик и рубашка – занимают минимум места и требуют минимум инструмента.
- Механика устойчива к падениям. Трос гораздо сложнее порвать при падении, чем гидролинию. Если вы шмякнулись оземь и ваш руль провернулся несколько раз вокруг рамы, вероятность того, что ваша гидролиния порвётся равна нулю.
- Небольшая цена. Хорошая механика стоит как самая простая гидравлика.
Минусы:
- Зависимость от качества тросиков и рубашки, а также от их чистоты. Если в рубашку набилась грязь, а трос растянут, то тормозная ручка будет тяжелее нажиматься и точку контакта колодок будет труднее найти, что влияет на модуляцию.
- Точная подстройка колодок. Придется периодически подстраивать колодки, если вы хотите, чтобы точка контакта колодок с ротором была в одном положении ручки. Благо это делается одним оборотом шестигранника.
Итог
Подводя итог хотелось бы честно сказать, мы старались, но объективных минусов механики больше не нашли. Если вы не планируется заниматься даунхиллом, профессиональным кросс-кантри, фрирайдом или другими агрессивными видами спорта, механических тормозов вам хватит с головой. Если у вас под боком нет мастерских, где вы сможете обслуживать и закупать расходники на гидравлику, то взвешенность покупки таких тормозов вызывает сомнения.